Хисматова Валерия
Формирование у дошкольников представлений о социальной значимости сельскохозяйственного труда взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Участники: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный (февраль-май).
Актуальность:
Социализация личности происходит за счет того, что детям все время приходится общаться друг с другом, самостоятельно планировать совместную работу, распределять обязанности между собой, вступать во взаимодействие со взрослыми не только педагогами, но и представителями других профессий.
Публикация «Формирование у дошкольников представлений о социальной значимости сельскохозяйственного труда взрослых» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Темочки
Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т. к большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Данный проект поможет расширить представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер.
Проблема:
- у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
- не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий в сельском хозяйстве;
Цель: создание системы работы по формированию у дошкольников представлений
о социальной значимости сельскохозяйственного труда взрослых.
Задачи:
- пробудить интерес к предлагаемой деятельности; развивать элементарные представления о хозяйственной деятельности человека;
- помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии в сельском хозяйстве (фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер);
-уточнить представления детей о труде хлеборобов. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь, сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона).
- Воспитать уважение к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб - самое главное богатство страны. Отражать знание о труде хлеборобов в последующих играх. Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. Присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой.
- Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, закрепить умение образовывать прилагательные от существительных; понимать значение и мудрость народных пословиц.
Приоритетная образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество, безопасность, музыка.
Этапы реализации задач:
1. Подготовительный этап
• подбор дидактических игр, упражнений;
• подготовка атрибутов для деятельности;
• подбор сюжетных картинок по теме;
• подбор видео-материала, литературных произведений;
2. Реализация проекта:
- чтение художественной литературы и этические беседы на основе прочитанных художественных произведений ( чтение рассказов: «Кружка молока» Л. Воронковой, «Детский сад для телят» Н. Поляковой, «Почему у пирога зарумянились бока» В. Степанова, «О девочке, которая наступила на хлеб» Г. Х. Андерсена, Л. Воронковой «На дольнем поле», Г. Юрпина «Комбайнер», «Хлеборобы»., С. Я. Файнштейн «Наш колхоз», С. Шуртаков «Зерно упало в землю»,, журнал «Веселые картинки» № 7, 1979 г., Т. Иса-Заде «Хлеб»; Очерки Л. Кон «Пшеница», «Рожь», стихотворения Я. Дягутите «Руки человека, славящего людей труда», «Лето», М. Глинской «Хлеб», сказка Андрея О. «О хлебном зернышке», сказка «Колосок», чтение П. Синявский «Хлеб созрел», «Сказочный завод», «Слава хлебу».
драматизация сказки «Колосок» и др;
-дидактические игры: «От зернышка до булочки», «Откуда на стол хлеб пришел», «От зернышка до булочки», «Что посеешь, то и пожнешь», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Что растет в огороде, в саду, в цветнике?», «Назови действия людей, работающих на земле», «Что за чем?»
- отгадывание загадок;
-разучивание стихотворений;
-разучивание пословиц и поговорок о хлебе-
Труд человека кормит, а лень портит.
- Зернышко к зернышку - будет мешок.
- Хлеб - всему голова.
- Нет хлеба, так нет и обеда.
Много снега - много хлеба
Без хлеба - нет обеда
Хлеб - всему голова
Хочешь есть калачи - не сиди на печи
Ржаной хлебушка - калачам дедушка
У кого хлеб родится тот и веселится
Будет хлеб - будет и песня
Хлеба ни куска - так и в тереме тоска
Хлеб - наше богатство
Без хлеба не вкусно и не сытно
Хлеб ногами топтать - будешь голодать
Хлеба ни куска, так и стол доска
«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
- беседы на тему-«Знакомство с сельскохозяйственным трудом»; «Берегите хлеб»; «Откуда к нам хлеб пришёл»; «Кто такой хлебороб», «Что у нас на столе бывает ежедневно»; и др…
– игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Семья»,
- рассматривание картин, иллюстраций, создание альбомов с изображением людей, занятых различным с/х трудом
-составление рассказов – по иллюстрации «Как выращивают хлеб», из опыта «Как мы покупаем хлеб»;
– изобразительная деятельность:
Рисование – «Колосок»;
Аппликация – «Грузовая машина», «Мельница»;
Лепка (соленое тесто) – «Я пеку, пеку, пеку…»;
Конструирование – «Дом для зерна».
– музыкальное развитие: прослушивание музыки П. Чайковского из альбома «Времена года» («Песня косаря», «Жатва»).
-трудовая деятельность : Практические занятия – проращивание зёрен, посев семян овощей и уход за растениями на участке д/с в мае ; Эксперимент «Отделяем зерна от плевел», «Превращение зерен в муку»
- занятие в по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство», «Хлеб всему голова».
– Работа с родителями: Покупка хлеба в магазине, оформление информационных папок и ширм, заготовка зерновых культур.
викторина на тему: «Хлеб - всему голова» (с участием родителей и детей)
3. Презентационный этап
• защита проекта - итоговая презентация проекта на родительском собрании (слайд-шоу) ;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- дети приобретут знания и представления о некоторых профессиях в сельском хозяйстве;
- задумаются о важности и необходимости каждой профессии.
- у детей возникнет желание задуматься о выборе будущей профессии;
Выводы и результативность работы над проектом. У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. В процессе данной работы дети узнали об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Разучили загадки, стихотворения, пословицы, поговорки. Через чтение художественной литературы, воспитывали бережное и уважительное отношение к хлебу и трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. Как показали результаты исследования, поставленные нами задачи, мы выполнили.
Презентация проектной деятельности включала в себя: продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.
Список литературы
Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. – 2000.– № 2.– С. 8-17.
Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду».
Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».
Шаехова Р. К. «Природа и ребенок».
Николаева С. Н. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве».
Ашиков В. И., Ашикова С. Г. «Семицветик».
Методическая литература под редакцией Л. Г. Горького и Т. Бондаренко.