Баранова Татьяна
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, требованиями современного общества, в котором уровень жизни человека зависит от его активности и стремления к получению новых знаний. Для полноценной жизни людям приходится все чаще проявлять поисковое поведение.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Однако, исследования ученых свидетельствуют о снижение познавательно-исследовательской активности у дошкольников. В значительной степени, такая ситуация обусловлена низким уровнем овладения детьми навыками исследовательской деятельности. А также отсутствием ориентировки на индивидуальные особенности и интересы детей в процессе воспитания и обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одной из задач «познавательного развития» является формирование у детей представлений о родном крае и социокультурных ценностях народа. Для поддержания познавательно-исследовательской активности необходимо строить образовательный процесс, основываясь на активном включении ребенка в процесс познания.
Таким образом, одной из важнейших задач современного образования становится проблема воспитания ребенка – дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей.
Стоит отметить, что в современная педагогика предлагает различные инновационные методики, способствующие формированию познавательно-исследовательской активности у дошкольников. Одним из таких методов выступает проектная деятельность, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.
Метод проектов (метод проблем) был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В. Х. Хилпатриком в начале 20 века. Суть метода проектов заключается в стимулировании интересов детей к определенным проблемам и усвоение полученных знаний через самостоятельную поисковую деятельность. «Мы думаем только тогда, когда сталкиваемся с проблемой» – утверждал Дьюи. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения проблемы.
I этап разработки проекта – целеполагание : воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. На данном этапе необходимо выявить, что ребенку известно о данной проблеме, а также выявить пробелы в знаниях по данной теме. Эти пробелы и будут служить дальнейшим планом действий. Необходимо зафиксировать их и уточнить где искать информацию, к кому обратиться за помощью. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, ищут, творят. На данном этапе идет активный сбор информации, разработка моделей, создание творческих продуктов (доклады, макеты, копилки материалов, творческие альбомы, выставки, мини-музеи и пр.)
Заключительным, IV этапом работы над проектом является подведение итогов. На данном этапе происходит презентация готового продукта, определение задач для новых проектов.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.
4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №
5. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.