Оксана Исаева
Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность.
Исаева О. А.
МБДОУ «Лямбирский детский
сад №3 комбинированного вида»
Все мы с вами знаем, что с самого рождения ребёнок является первоот-крывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы - взрослые.
Публикация «Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т. к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому, я считаю, тему моей работы «Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность», актуальной.
Её целью является развитие коммуникативной компетентности, направленно-сти на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками через познание.
По моему мнению, правильно организовать познавательно-речевое развитие можно при активной любознательности у дошкольников, формировании представлений об окружающем мире, сенсорном воспитании. И конечно основное - это речь педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность.
Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще дети воспринимают нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Детям нужно давать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего они используются.
В работе по развитию речи я использую следующие формы совместной деятельности :
-наблюдение и элементарный труд в природе;
- игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
- слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
-инсценирование и элементарную драматизацию литературных произведений;
- игры на развитие мелкой моторики рук;
-дидактические игры и упражнения;
-бытовые и игровые ситуации;
-элементарное экспериментирование.
В моей группе оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей.
Материал этой зоны содержит в себе:
-оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов,
- разнообразные коллекции;
-мини-библиотеку;
- демонстрационный и иллюстративный материал;
-дидактические и настольно-печатные игры разной направленности.
Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, по-этому я стараюсь использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. В моей педагогической копилке есть множество картотек игр и упражнений разной направленности:
Сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Строительно-конструктивные, развивающие конструктивные способ-ности, расширяющие знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Игры-драматизации, способствующие более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизирующие речь дошкольников.
Дидактические игры. Они занимают особенно важное место в этой ра-боте, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное со-держание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Всё шире в последнее время я использую игры-эксперименты.
Игры-эксперименты - это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Схемы-модели - для заучивания стихов отгадывания загадок.
Мнемотаблицы - для составления и пересказа рассказов.
Сказки-подсказки. Придумывание сюжетов для игры, конечно же, об-легчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику.
Чтобы достичь желаемого результата, я работаю в тесной взаимосвязи с родителями. В октябре 2015 года было проведено анкетирование родителей по проблеме коммуникативной активности дошкольников, в результате, которого выявлено, что родители следят за речью своих детей, но у них есть желание узнать новые способы работы по совершенствованию речи дошкольников. Поэтому мы пересмотрели свои формы работы с родителями и чаще стали использовать круглые столы, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т. д.
Опыт работы показывает, что на дошкольном этапе важна помощь взрослых - работа (занятия, игры, упражнения, направленная на коррекцию, развитие, совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения. Поэтому мы, педагоги, должны уделять большое внимание формированию коммуникативной активности детей через познавательную деятельность.
Литературы
1. Вахрушева Л. Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет». – М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Иванищина О. Н., Румянцева Е. А. «Развитие связной речи детей. Образовательные ситуации и занятия. Средняя группа» Волгоград: Учитель 2014.
3 Логинова В. И. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» С. П. «Акцидент» 1999.
4. Парамонова Л. А., «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» Москва 2015.
5. Шорохова О. А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотера-пия» Москва, .2010.