Лучший педагог года

Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность

Оксана Исаева
Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность.

Исаева О. А.

МБДОУ «Лямбирский детский

сад №3 комбинированного вида»

Все мы с вами знаем, что с самого рождения ребёнок является первоот-крывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы - взрослые.

Публикация «Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность» размещена в разделах

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т. к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому, я считаю, тему моей работы «Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность», актуальной.

Её целью является развитие коммуникативной компетентности, направленно-сти на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками через познание.

По моему мнению, правильно организовать познавательно-речевое развитие можно при активной любознательности у дошкольников, формировании представлений об окружающем мире, сенсорном воспитании. И конечно основное - это речь педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность.

Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще дети воспринимают нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Детям нужно давать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего они используются.

В работе по развитию речи я использую следующие формы совместной деятельности :

-наблюдение и элементарный труд в природе;

- игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

- слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

-инсценирование и элементарную драматизацию литературных произведений;

- игры на развитие мелкой моторики рук;

-дидактические игры и упражнения;

-бытовые и игровые ситуации;

-элементарное экспериментирование.

В моей группе оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей.

Материал этой зоны содержит в себе:

-оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов,

- разнообразные коллекции;

-мини-библиотеку;

- демонстрационный и иллюстративный материал;

-дидактические и настольно-печатные игры разной направленности.

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, по-этому я стараюсь использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. В моей педагогической копилке есть множество картотек игр и упражнений разной направленности:

Сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Строительно-конструктивные, развивающие конструктивные способ-ности, расширяющие знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-драматизации, способствующие более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизирующие речь дошкольников.

Дидактические игры. Они занимают особенно важное место в этой ра-боте, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное со-держание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Всё шире в последнее время я использую игры-эксперименты.

Игры-эксперименты - это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Схемы-модели - для заучивания стихов отгадывания загадок.

Мнемотаблицы - для составления и пересказа рассказов.

Сказки-подсказки. Придумывание сюжетов для игры, конечно же, об-легчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику.

Чтобы достичь желаемого результата, я работаю в тесной взаимосвязи с родителями. В октябре 2015 года было проведено анкетирование родителей по проблеме коммуникативной активности дошкольников, в результате, которого выявлено, что родители следят за речью своих детей, но у них есть желание узнать новые способы работы по совершенствованию речи дошкольников. Поэтому мы пересмотрели свои формы работы с родителями и чаще стали использовать круглые столы, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т. д.

Опыт работы показывает, что на дошкольном этапе важна помощь взрослых - работа (занятия, игры, упражнения, направленная на коррекцию, развитие, совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения. Поэтому мы, педагоги, должны уделять большое внимание формированию коммуникативной активности детей через познавательную деятельность.

Литературы

1. Вахрушева Л. Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет». – М. : ТЦ Сфера, 2011.

2. Иванищина О. Н., Румянцева Е. А. «Развитие связной речи детей. Образовательные ситуации и занятия. Средняя группа» Волгоград: Учитель 2014.

3 Логинова В. И. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» С. П. «Акцидент» 1999.

4. Парамонова Л. А., «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» Москва 2015.

5. Шорохова О. А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотера-пия» Москва, .2010.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности дошкольников через игровую деятельность с нестандартным оборудованием Формирование познавательной активности дошкольников через игровую деятельность с нестандартным оборудованием Раннее и дошкольное детство.

Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через сотрудничество с родителями и социальными институтам МАДОУ детский сад «Жемчужинка», воспитатель Формирование социально- коммуникативной компетенции у дошкольников через сотрудничество с родителями.

Формирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельностьФормирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельность Значение книги в жизни человека огромно. Её не зря называют источником знаний. Книга даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она.

Формирование у дошкольников представлений о космосе через художественно-эстетическую деятельность Что такое космос? Наверно не все взрослые знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь.

Консультация для воспитателей «Воспитание положительного отношения к труду через познавательную деятельность в природе» Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – задача дошкольного педагога. Одна.

План работы по самообразованию «Формирование познавательной активности у детей через проектную деятельность» Тема: «Формирование познавательной активности у детей через проектную деятельность» Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается.

Проблема развития коммуникативной активности дошкольников Проблема развития коммуникативной активности дошкольников нельзя рассматривать изолированно от проблем воспитания в целом. Развитие навыков.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельностьРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Семинар — практикум для педагогов «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников У каждого у нас Внутри талант таится И.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно — экспериментальную деятельность МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» Экспериментальная деятельность Мастер - класс на тему «Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 22:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Исаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД