Получи документы

Формирование ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с семьями

Наталья Ильичёва
Формирование ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с семьями
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация В статье изложены формы взаимодействия с родителями детей. Освещены результаты работы по вопросу формирование ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с семьями воспитанников.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, дети, родители

… Когда люди объединяются, они могут гораздо больше…

цитата из мультфильма «Лучик света»

Публикация «Формирование ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с семьями» размещена в разделах

Всякая деятельность дошкольников является нравственной. Играют ли дети, находятся на прогулке, трудятся - всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные. Из опыта работы в детском саду могу сказать, что все дети любознательны, активны, непосредственны, они стараются подражать и делать выбор. Социальная среда, культура, ценности семьи, потребности родителей накладывают отпечаток на их развитие. Как пробудить и развить в ребенке высокие нравственные чувства, ценностные приоритеты? Как важное, ценное и сложное сделать одновременно интересным и доступным? Вопросы духовно – нравственного воспитания очень актуальны в нашем детском саду. МБДОУ детский сад №26 «Ласточка», в котором я работаю воспитателем, является инновационной площадкой НИРО по духовно – нравственному воспитанию «Выкса - Родина моя». Педагогический коллектив детского сада через разнообразные формы деятельности стремиться показать детям дорогу к подлинным, возвышенным, человеческим ценностям.

Не оспорим тот факт, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Я родилась и выросла в городе Выкса. Я люблю свой город! Я люблю Россию! Я горжусь своей страной и своими земляками! И это благодаря моей семье и педагогам, которые заложили основной фундамент развития моей личности. Считаю своей основной профессиональной задачей - формирование ценностных ориентиров, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности - жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине. Необходимым условием для успешной деятельности в этом направлении – взаимодействие с родителями детей. Изучив нормативные документы, передовой педагогический опыт, проанализировав свои знания и способы работы, проведя мониторинг качества результатов по духовно – нравственному развитию своих воспитанников и запросы родителей была разработана Программа социального партнёрства с родителями детей посещающих мою группу, реализация которой рассчитана на 2 года (старший и подготовительный к школе возраст). Работу с семьей планировала по четырё м направлениям в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

Информационно-аналитическое направление

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. С целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей: родители – активисты, родители – исполнители, родители – наблюдатели. У меня появилась возможность использования дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Говоря о ценностных ориентирах начала работу с формирования семейных ценностей, с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Выступая перед родителями на собрании, я стремлюсь не поучать, а советовать, включать их в обсуждение, размышлять вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводить их к пониманию необходимости наличия педагогических знаний. На первом собрании «Здоровая семья : нравственные аспекты» организовала просмотр и обсуждение мультфильма «Лучик света», при помощи которого донесла до родителей, о необходимости объединить усилия во благо ребенка, что родители – союзники воспитателя и что я не могу обойтись без их совета и помощи. Очень важно предоставить родителям возможность обменяться своими мыслями, сомнениями, опытом. Для этого одно из собраний «Приоритетные ценности семьи» было проведено в виде презентаций семейного опыта. Желающие семьи заранее подготовили компьютерные презентации с демонстрацией своих достижений в семейном воспитании. Для этого им пришлось заново осмыслить свои подходы, найти им обоснование, аргументировать целесообразность своих подходов к воспитанию, обучению, развитию своих детей.

Консультации относятся к коллективным формам дифференцированной работы с семьей. Цель - ответить на все вопросы, интересующие родителей. Организуя консультации, главный аспект делаю на сотрудничество с узкими специалистами детского сада (логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник, при согласовании с родителями приглашаю представителей организаций - социальных партнеров (инспектор ДТП, специалист по охране прав ребёнка, педагогов дополнительного образования, представителей духовенства). С родителями воспитанников были организованы и проведены консультации: «Вакцинация: польза или опасность?», «ПОРТФОЛИО или ПЕРВАЯ КНИГА своими руками», «Детская ложь», «Безопасность детей – забота родителей», «Формирование культуры трапезы», «Сказка на ночь», «Картины природы в творчестве детей», «Возможности дополнительного образования». Считаю, что главное назначение консультаций в работе воспитателя - убедить родителей в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Основная образовательная программа ДОУ составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Парциальной является программа Л. В. Коломийченко «Дорогою добра». Программа направлена на создание условий развития ребенка открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Родители группы занимают активную позицию в образовательной деятельности. Благодаря родителям успешно реализуется раздел «Человек среди людей». Одна из форм непосредственного привлечения родителей в процесс формирования ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста – это совместная работа над портфолио детей. Цель портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Портфолио «Любимая книга своими руками» является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, т. к. позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности. Дети совместно с родителями трудились над оформлением страниц своей книги «Я — человек: я — мальчик, я — девочка», где при помощи рисунков, фотографий рассказали о своей гендерной, семейной принадлежности и об игрушках, в которые они играют с друзьями. «Папина страничка», «Мамина страничка» были посвящены родителям. Работа над портфолио трудоёмкая, она ведется на протяжении всего времени посещения ребёнка детского сада. Хочу поделиться своей находкой при взаимодействии с родителями по формирование ценностных ориентиров у детей – родительский час. Принимая тот факт, что дети очень любят и гордятся своими родителями, использовала родительский ЧАС «Мой папа - водитель» в рамках Недели дорожной безопасности. В рамках тематической недели «Я и общество» «Моя МАМА СТОМАТОЛОГ», «Моя МАМА ПАРИКМАХЕР»

Воспитанники моей группы, как и большинство современных детей, много путешествуют. С каждым годом меняются горизонты их странствий: отдых с родителями на даче, на Черноморском побережье сменяются поездками по странам мира. Расширять границы новых знаний, впечатлений и открытий детей помогает реализация проекта «Я - гражданин мира». В рамках проекта с помощью родителей собираем экспонаты, привезенные из разных стран ближнего и дальнего зарубежья. Работаем над созданием книги, своими руками «Большая энциклопедия маленьких путешественников». В ней собраны рассказы о странах, в которых побывали наши дети, фотоальбомы семейных путешествий, яркие воспоминания, записанные со слов детей, советы родителей о том, что целесообразнее показать ребенку во время пребывания в той или иной стране (городе, крае). Эта книга стала совместным проектом педагогов, родителей и детей, она постоянно пополняется новыми записями о семейных путешествиях.

Реализация раздела «Человек в культуре» не прошла без участия родителей. Мини - музей «Народные умельцы», который находиться в нашей группе помогает детям почувствовать красоту простых предметов обихода домашней утвари - истинными произведениями народного искусства. В мини - музее представлены посуда хохломской, городецкой росписи, филимоновские и каргопольские игрушки, куклы в национальных костюмах. В рамках мастер – класса «Обряды и семейные традиции» были изготовлены куклы обеги. Экспонаты музея с каждым годом пополняются силами педагогов и родителей.

Раздел «Человек в своем городе» является вариативной частью программы и вариативной частью программы, разрабатывается педагогом самостоятельно. Реализую раздел методом проекта «Выкса – капелька России». Для реализации проекта был разработан краткосрочный проект «Я по городу гуляю вместе с папой вместе с мамой». В рамках проекта проведены совместно с родителями обзорные экскурсии по городу «ВЫКСА мой город родной», целевая прогулка Иверский женский монастырь, на площадь Революции совместно с родителями (возложение цветов к вечному огню, на выставку «Дары природы выксунского края», в библиотеку «Отчий край». Общими усилиями педагога и родителей создана картотека виртуальных экскурсий «Достопримечательности города Выкса», «Выкса город металлургов». Организована выставка совместного творчества «Листопад в моем городе», фотоконкурс «Я и ВЫКСА». Удачная формы взаимодействия с семьями воспитанников по формированию ценностных ориентиров - дни добрых дел : косметический ремонт групповой комнаты, санузла, покраска летней площадки, обновление песка в песочнице, разбивка клумбы, украшение группы, уборка снега, построение снежного городка.

Наглядно-информационное направление

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Форма работы через родительские уголки является традиционной, Работая над формированием ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста, мною были разработаны открытые письма: «Золотые правила воспитания» «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами мультипликационного кино», «Ребенок - зеркальное отражение родителей», «Тайны детского рисунка». Оформлена папка – передвижка «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах». «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы по патриотическому воспитании, рекомендации родителям для участия в Акции «Бессмертный полк», «Выходной в Музее». В рамках проекта собрана медиатека, в которую входят видеофильмы, презентации, видеоролики, связанные с жизнью детского сада и семьи.

Одной из наиболее интересных и нетрадиционных форм взаимодействия являются совместные детско-родительские праздники, которые на сегодняшний день являются традицией группы. Они не просто служат развлечением для детей и родителей, а это совместные мероприятия, направленные на то, чтобы показать родителям, как правильно организовать детский досуг, научить их общаться не только со своим ребенком, но и с его сверстниками. Такая форма взаимодействия помогает сплотить детско-родительский коллектив группы, дает возможность увидеть и оценить уровень социальной уверенности поведения ребенка в коллективе сверстников и взрослых, познакомить родителей и вовлечь их в жизнь детей в условиях образовательного учреждения, оптимизировать детско-родительские отношения.

В процессе мониторинга по выявлению уровня сформированности ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста использую : наблюдение, беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализирую продукты совместной деятельности детей и родителей. На сегодняшний день можно уверенно сделать вывод, что дети успешно осваивают навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. У меня сложилась определенная система в работе с родителями, так как организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

Список литературы:

1. Веракса, Н. Е. Патриотическое воспитание не может быть формальным (колонка главного редактора) Н. Е. Веракса // Современное дошкольное образование. -2010-№1

2. Голубков В. О., Кузнецова А. В., Ушков М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. -2016. - №3. - С. 14-17

3. Лопатина, А. Семейные заповеди / А. Лопатина, Л. Скребцова. -М. Амрита-Русь, 2008.

4. Матюшевская, И. С. Патриотическое воспитание в детском саду/ И. С. Матюшевская//Дошкольная педагогика 2012.-№4.-С. 32-37

4. Коломийченко, Л. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. : АРКТИ, 2004

Публикации по теме:

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Тема проекта: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Театр – средство эмоционально- эстетического.

Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы) В современной системе образования все большее значение приобретает ценность формирования гуманных межличностных отношений между дошкольниками.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность Цель проекта: Формирование нравственных ценностей. ЗАДАЧИ: -Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. -Расширение знаний.

Формирование представлений о ПДД у детей дошкольного возраста через проектную деятельность. (описание опыта работы) «Социально-коммуникативное развитие» является одной из образовательных областей, которые выделяет ФГОС. Одной из задач социально-коммуникативного.

Формирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельностьФормирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельность Значение книги в жизни человека огромно. Её не зря называют источником знаний. Книга даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через эксперементальную деятельность Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» воспитателя МБДОУ Детский.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу. Цель: • Воспитывать.

План самообразования «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру» «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру» на 2017 – 2018 учебный год Актуальность.

Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Яковлева Надежда Петровна, воспитатель МАДОУ №29 «Сказка» Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с семьями
Опубликовано: 6 июля 2019 в 20:47
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с семьями» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ильичёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД