Глотова Наталья
Проект «Формирование у детей среднего дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Формирование у детей среднего дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
- Игровой, познавательный, творческий
- Групповой, парный, индивидуальный
- Среди детей одной группы
2. Описание проекта :
Проблема: В процессе наблюдения за детьми была выявлена проблема в том, что у детей нет желания ухаживать за растениями, помочь взрослым и друг другу. В проявлении желании самим одеваться. Дети с неохотой выполняют поручения взрослого.
Программное содержание:
Публикация «Проект „Формирование у детей среднего дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- вовлекать в простейшие процессы хозяйственно – бытового труда;
- Развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании;
- развивать желание включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье;
- формировать представления об отдельных профессиях взрослых.
Актуальность проекта :
Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста.
Главное в трудовом воспитании дошкольников является формирование позитивных установок к различным видам труда, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
В п. 2.6. ФГОС ДО одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Предмет проекта.
Цель: создать благоприятные условия для формирования привычек дошкольника осуществлять посильный труд.
Задачи:
1. Формировать у детей практические и трудовые навыки и умения.
2. Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
3. Воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, умение трудиться в коллективе.
Время выполнения: с 1 сентября- 15 мая
Длительность: Долгосрочный
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.
Продукт проекта
Выставка рисунков «Мой лучок»
Создание книги «Изготовление книги как я помогаю маме»
Изготовление кормушек и кормление птиц.
Изготовление скворечников.
Изготовление снежных построек.
3. Содержание проекта :
3.1 I этап - Подготовительный:
Проект подражательно - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Выделяются следующие виды детского труда :
1. Самообслуживание,
2. Хозяйственно- бытовой труд,
3. Труд в природе
4. ручной труд
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно -бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Общественно-полезный труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд - дети вместе с воспитателем занимаются ремонтом книг, раскладыванием по коробкам, сортировкой игр.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания.
Мотивация побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент, в формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
Главная цель, трудового воспитания дошкольников- это формирование личности ребенка, а также правильное отношение к трудовой деятельности. На начальном этапе становления трудовой деятельности важно закрепить эмоционально-положительный настрой к деятельности, основу формирования положительного отношения к труду в дальнейшем. Основной метод, который я при этом использую,это положительная оценка в разных формах одобрения ребенка за проявленное желание включиться в трудовой процесс.
Для активизации у детей положительных эмоций в связи с усвоением навыков, я использую поэтапное мотивирование, которое является одним из эффективным методов. Оно является как бы эмоциональным подкреплением, стимулом к дальнейшей деятельности. Мне важно увидеть промежуточные результаты в ходе усвоения навыков (удачные действия ребенка, умелое следование показу воспитателя, копирование его поведения, стремление к самостоятельному выполнению работы, старательность, исполнительность) и другие проявления в труде, и если они положительные поощрять их.
Поощрение самый действенный и необходимый прием: «Молодец, что согласился мне помочь. Мне одной тяжело» или «Какой ты молодец! Я бы без тебя ни справилась». Хвалить детей за каждое малое достижение и даже в случае неудачи, нахожу положительным. «Сегодня ты старался завязать шнурки и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся и скоро ты сможешь завязать их сам! Зато куртку ты сам застегнул. Молодец!»
Поощряя ребенка, я закрепляю в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у детей положительное отношение к труду, а так же вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Ожидаемые результаты:
•повышение уровня форсированности навыков самообслуживания;
•проявление самостоятельности, аккуратности, инициативы, познавательной
активности детей;
•воспитание положительного взаимоотношения и культуры общения с
взрослыми и детьми;
воспитание бережного отношение к вещам;
•сотрудничество родителей с детским садом по вопросу трудового
воспитания детей
3.2 II этап-Основной.
Создавая специальные педагогические условия, которые как бы подсказали малышу, где и в чем может проявить инициативу. Не редко, когда малыши включаются в трудовой процесс по подражанию: они видят работающих няню, воспитателя и изъявляют желание помочь им. Эффективный прием является наблюдение, поэтому организую как можно чаще наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя и т. д., которые выполняют простые и понятные детям действия, акцентируя их внимание на той или иной деятельности, разъясняю детям, почему взрослые трудятся, поощряя их желание помочь.
Часто, специально затеваю при детях дела, чтобы привлечь их внимание, применяя такой пример, как «разговор самим собой», который ведется по ходу работы. Например: наводя порядок в познавательном уголке: говорю достаточно громко, чтобы слышали находящиеся рядом дети. «Сейчас, я аккуратно сложу тетради в стопочку», «Нужно поставить машину в гараж, чтобы они не мешали. Вот так». Ребенок слышит слова, начинает присматриваться к моим действиям, а затем постепенно включается в совместную со мной деятельность.
Конечно, возможности включения ребенка в деятельность взрослого в качестве участника, требует предварительного продумывания реального содержания деятельности, доступной ребенку.
Сильным побудителем включения детей в труд является игровой прием эпизодического появления игрушек и наш разговор с детьми от лица того или иного персонажа.
С помощью наглядных изображений имею возможность и экономно передать детям информацию о действиях и их последовательности. Учу понимать жизненно близкий сюжет, развиваю умение слушать пояснение, короткий рассказ воспитателя, расширяя словарный запас детей, учу детей рассказывать. В качестве наглядности использую картинки, реальные предметы-игрушки.
Очень важным является и организация специального обучения совершению действий. Например: предлагаю действовать лопаткой, одновременно показывая действия и объясняя их. А также обучаю не только словесно, но и действенно. Обучая детей приемам работы, показываю свою заинтересованность деятельностью. Достигается это общением с ребенком в ходе работы, разговором с ним по поводу выполняемого дела. Доверительная манера общения, искренний интересен тому, что делает ребенок, практическая помощь-все это позволяет создать обстановку, для поддержания активности детей, сосредоточение его внимания на трудовом процессе в течении определенного времени. Процесс формирования трудовых навыков влияет на нравственное развитие детей, на формирование у них коллективных взаимоотношений, если в него будет включен привлекательный для ребенка мотив. Например: «Давай, Артем, поучимся аккуратно складывать одежду в шкафчике, ты научишься, а потом научишь Ваню», в данной ситуации у детей при непосредственном руководстве со стороны взрослого начинают формироваться первые элементы коллективизма.
3.3 III этап - Заключительный
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не жалуются на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом, или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения.
Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, для лепки снежных построек на групповом участке, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно, И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.
Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают медальку «Молодец», кто по своей инициативе помогал товарищам медальку «Умница» и т. д. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Наталья Михайловна» создадут атмосферу праздника.
Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни [Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду, 1987: 46]. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Лера покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду.
Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Тонкость воспитательных воздействий и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
Проведение мероприятий.
Срок
Работа с детьми Цель Работа с родителями
Сентябрь
1 неделя 1. Беседа «Всему свое место»
2. СРИ
«Мы пришли в гости» Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к
ним, самостоятельность, желание трудиться.
Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Консультация
«Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни»
Анкета для родителей «Трудиться ли ваш ребенок дома?».
2 неделя Наблюдение за трудом младшего вос-ля о своей работе
Довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду мл. воспитателя, желание ей помогать.
3 неделя Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду, волосы) Закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам
4 неделя «Моем руки чисто»
Самообслуживание в процессе умывания
Чтение художественной литературы.
К. Чуковский «Федорино Горе»; Закреплять навыки мытья рук, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь).Не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения.
Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды.
Октябрь
1 неделя Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»
Ухаживание за комнатными растениями
Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы.
изготовлены эмоциональные смайлики улыбка и огорчения для ухода за комнатными растениями.
Поддерживать желание детей ухаживать за комнатными растениями принимать участие в труде со взрослыми.
Консультация
«Как ребенка приобщить к труду»
2 неделя Наблюдение за работой дворника
Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи.
3 неделя Театрализованная игра по сказке –
«Колосок» Развивать речь, память, артистические способности.
4 неделя Поручение связанные с трудом в природе. Приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения.
Ноябрь
1 неделя Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра
«Как мы маме помогаем» Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.
«Наши родители на работе»
(рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)
2
неделя Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности.
3 неделя «Что мы знаем о профессиях».
ДИ «Кому что нужно для работы» Рассматривание иллюстраций о профессиях.
Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий
4 неделя Мытье игрушек.
Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде с взрослыми.
Декабрь
1 неделя Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?»
Познакомить детей с работой оператора стиральных машин,
Изготовления новогодних подделок, новогодних костюмов.
изготовление кормушки для птиц,
2 неделя Д/И «Дни недели» Выполнять движения соотв. тексту
3 неделя СРИ «Стирка» Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное, намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности.
4 неделя «Дежурство» Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций.
Январь
1 неделя
2 неделя Знакомство с трудом медицинской сестры Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.
благоустройства территории
-сооружение зимних построек
на участке
3 неделя Беседа «Кем работают твои родители»
Упражнение «Расставим стулья» Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.
Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.
4 неделя Чтение художественной литературы
В. Маяковский «Кем быть?».
Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.
Февраль
1 неделя
Протирание пыли с листов растений
Учить бережному отношению к растениям.
Стенгазета
«Мы защитники»
Изготовление ящика для посадки лука.
2 неделя Рисование на тему «Новый дом» Развивать мелкую моторику рук.
3 неделя «Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки) Выполнять добросовестно поручения.
4 неделя Чтение художественной литература К. Чуковский «Айболит» Продолжать детей знакомить с произведениями
К. Чуковского. Отвечать на вопросы воспитателя
Март
1 неделя Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.
Учить детей сажать лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым.
выставка поделок
«Мамины руки»
фотовыставка
«Мамина улыбка»
2 неделя Ручной труд (предложить детям помочь воспитателю подклеить книги, коробочки с ДИ) Учить детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца
3 неделя Чтение художественной литературы
Э. Мошковская «Кондитер» Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.
4 неделя С/р игра «Парикмахерская» Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- парикмахер. Изготовление скворечников
Апрель
1 неделя Беседа «Кто работает в детском саду»
Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.
Консультация
«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».
2 неделя Посадка семян цветов, овощей. Воспитывать у детей любовь к труду. Привлечь к посеву крупных семян.
3 неделя Заправь постелей
Довести до сознания детей как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность.
4 неделя Вечер загадок Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память, речь, мышление.
Май
1 неделя «Сделаем наш двор чистым» Вызвать желание у детей помочь дворнику в уборке территории, приучать к труду. Выполнять добросовестно поручения.
Акция
«Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка цветов на клумбу)
2 неделя Игры со строительным материалом «Мы строители» Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией строитель.
3 неделя С / р игра «Магазин» Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- продавец.
4 неделя Посадка рассады уличных цветов, овощей. Вызвать у детей желание принять участие в трудовой деятельности взрослых.
Выводы:
Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в уголке природы, в огороде, на подоконнике, на участке, наблюдения за работой взрослых повышает у детей интерес к трудовому воспитанию, воспитывает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду. Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился, это тоже имеет большое значение. А также наши дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.