Елена Селякина
Формирование творческой личности ребёнка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Селякина Елена Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад №127
комбинированного вида» г. о. Саранск. Дата рождения: 08. 02 .1983 г.
Профессиональное образование: высшее, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2009 г., специальность «Родной язык и литература с дополнительной специальностью «Русский язык и литература», квалификация «Учитель родного языка, литературы и учитель русского языка и литературы»
№ диплома 255431, дата выдачи 24.01. 2009 г.
Стаж педагогической работы (по специальности) : 10 лет.
Общий трудовой стаж: 10 лет.
Наличие квалификационной категории: соответствие занимаемой должности
Публикация «Формирование творческой личности ребёнка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
Дата последней аттестации: 05.09.2017 г.
1. Актуальность и перспективность опыта.
Театр – это удивительный мир:
это сказка и это реальность,
где каждый ребенок может
проявить свое творчество.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка является неотъемлемой частью всестороннего развития дошкольника. Благоприятной средой для творческого развития способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.
Эта деятельность близка и понятна ребенку, так как напрямую связана с важнейшим видом деятельности в этом возрасте, с игрой.
Ребенку хочется воплотить в живые образы и действия все свои выдумки и впечатления из окружающей жизни. Это и есть проявление детского творчества.
Когда ребенок входит в образ, играя определенную роль, он старается подражать тому, что видел и что его заинтересовало.
Театрализованная деятельность помогает ребенку создать свой свод правил поведения в современном мире, учит его правильным поступкам и действиям, позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа.
Актуальность выбранной мною темы в том, что театрализованная деятельность – это большая область, где применяются все образовательные области, и при правильном использовании может привести к формированию определенных личностных качеств детей.
Это огромная школа, где ребенок развивает свои чувства, глубокие переживания и эмоциональные открытия.
Ребенок раскрепощается, перестает быть сжатым от переживания за персонажа. Выражая свои эмоции, малыш учится самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий. В этом состоит новизна театрализованной деятельности.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Наблюдая за играми своих воспитанников, я обратила внимание, что дети пассивны, зажаты, не могут «вжиться в роль». Одни и те же дети играли главные роли и были инициаторами игр. У детей было слабо развито воображение. Они не могли объединить несколько сюжетов. Дети не были готовы к самостоятельной театрализованной деятельности. У них были слабо развиты актерские умения. Многие из детей с удовольствием принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, мимикой, жестами, интонациями. Они не знали, что такое импровизация.
Я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональности детей, их творческих способностей, словарного запаса и устной речи.
Для достижения данной цели поставила перед собой задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
2. Приобщить детей к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;
4. Организовать взаимодействие родителей и детей для совместной театрализованной деятельности.
3. Теоретическая база опыта.
Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности. Это Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», Васькова О. Ф. «Сказкотерапия».
Почему я выбрала именно эту литературу? Потому, что сказка близка и понятна детям с раннего детства. На основе сказок можно сделать много театральных постановок, с их помощью можно познакомить детей с различными конфликтными ситуациями, решить вопросы нравственного воспитания, безопасности.
За три года я разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми театрализованными играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.
Театральный уголок пополнился новыми видами театров : пальчиковый театр «Курочка Ряба», «Теремок»; театр «Би-Ба-Бо» : «Три медведя», «Колобок»; театр на ложках «Репка», «Лиса и Волк», «Три поросенка»; театр теней «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка»; театр масок «Волк и семеро козлят», «Смешарики», «Фиксики».
Все эти виды театров я использую как в процессе совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Важную роль театрализованной деятельности я уделяю работе над актерским мастерством. Дети учатся изображать различных животных и птиц при помощи жестов и мимики, интонации, учатся передавать настроение в театрализованных играх «Зеркало», «Нарисуй эмоцию».
Большое внимание я уделяю речи детей, правильному произношению, стараюсь обогатить их речь новыми словами и выражениями. Вместе с детьми мы учим чистоговорки, скороговорки, фразеологизмы и крылатые выражения.
Так же мы сочиняем маленькие истории, небылицы, разучиваем потешки и песенки.
Воспитанники научились исполнять небольшие диалоги и монологи персонажей, разыгрывать действие при помощи жестов. Они с удовольствием показывают отдельные черты характера сказочных героев при помощи театральных игр – этюдов ( например: показать хитрую лису, трусливого зайца, злого волка).
Практически все воспитанники принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, в маленьких спектаклях.
Родители нашей группы с интересом участвуют в жизни нашей группы. Они помогают в развитии театрализованной среды : оказывают помощь в изготовлении атрибутов к театральным постановкам, рисуют декорации и шьют костюмы.
Я же со своей стороны привлекаю внимание родителей при помощи консультаций «Театрализованная деятельность для детей старшего возраста», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома».
4. Роль педагога в организации театрализованной деятельности.
Работая в детском саду, я открыла в себе разностороннюю творческую личность. Каждый день, окунаясь в этот удивительный мир детства, я как бы оказываюсь в сказке, где должна исполнять разные роли.
Воспитатель должен уметь выразительно читать, рассказывать, быть готовым к любому превращению. Главное – это эмоциональное отношение ко всему происходящему. Чувства воспитателя должны быть искренними. Его голос – это образец для подражания.
5. Результативность опыта.
В результате моей работы в группе стало наблюдаться положительная динамика игровой деятельности детей. Они стали намного активнее, научились общаться со сверстниками, знакомыми в различных ситуациях общения. Дошкольники стали проявлять большой интерес к театрализованной игре.
Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные, разнообразные приемы и методы, которые позволяют делать игру намного интересной и доступной.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании данного опыта я столкнулась с некоторыми трудностями. Как быть, если не все дети задействованы в инсценировке и получили роли? Кто будет играть отрицательного героя?
Решение первой проблемы не вызвало больших усилий. Я организовала подгрупповые занятия по театрализованной деятельности. Так же придумывала дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.
Вторая же трудность требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Не все хотят быть плохими героями, так как они осуждаются. В этом случае нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, а артисты должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.
Отрицательного героя бывает играть намного сложнее, чем положительного.
Некоторые дети стараясь привлечь к себе внимание, постоянно берут на себя отрицательные роли. Постепенно этот образ, как бы за ними закрепляется. В конце концов, над этим ребенком начинают смеяться и дразнить его.
Поэтому очень важно, чтобы каждый из детей играл не только положительных, но и отрицательных героев.
8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия;
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.
Опытом своей работы я делюсь на педагогических сайтах, форумах, с коллегами на педсоветах, где выступала с темами: «Как организовать театрализованную среду», «Технология организации театрализованных игр», «Использование театрализованной деятельности в работе с неуверенными детьми», провела мастер-класс с педагогами на тему «Декорирование бумажной маски к сказке «Репка на новый лад».
Список литературы.
В своей работе я использую литературу:
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
3. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126 с.
Для реализации участия детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности я могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:
1. Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.
2. Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.