Станислава Пронина
Формирование творческих способностей у детей 2–4 лет в продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.
Л. С. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка. Для этого воспитатель использует все доступные средства. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в развитии творческих способностей детей играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. При помощи изобразительной деятельность, аппликации и лепки ребёнок познаёт окружающий мир, испытывает чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха. Такая работа детям доставляет много радости.
Публикация «Формирование творческих способностей у детей 2–4 лет в продуктивной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Кроме этого у детей хорошо развивается мелкая моторика рук. Уже доказано: слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
В 1 младшей группе детского сада у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. У одних детей возникали трудности при держании ложки и карандаша; у других – при сборе конструктора и мелких игрушек в контейнер, во время игр с мячом; у третьих – застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.
Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация) с применением нетрадиционных материалов и техник. В своей работе с детьми я часто использую крупу. Детям нравиться знакомиться с необычным материалом. Такая работа восхищает и удивляет детей, вызывая стремление заниматься этим интересным делом.
Знакомство происходит через тактильный контакт. Крупа различна по своей фактуре (манка, рис, гречка и др.). Ребёнок перебирает крупу пальчиками, пересыпает ладошками, ищет спрятанные мелкие предметы в крупе и т. д. Такие задания детям очень нравятся, они получают положительные эмоции. Происходит массаж пальчиков, ладошек. Что хорошо сказывается на самочувствии детей, на их настроение, укрепляется мелкая моторика рук. Потом работа усложняется. Я даю такие задания: пересыпать ложкой крупу из одного сосуда в другой, перебрать крупу (гречка и фасоль или рис и горох) и др. задания. У детей улучшается координация движений, развивается мелкая моторика рук, усидчивость, внимание. Следующий этап: рисование крупой. Рисование начинаю с пальчиков. Ребёнок учится изображать какие-нибудь простые предметы, рисуя пальчиками (солнышко, цветочек, облачко и др.). Но начинаем с простого: прямые линии (забор, дорога, круги (мячи, шары). Потом переходим к сложным работам для детей 2-4 лет. Здесь я знакомлю детей с новым видом изобразительного искусства: рисование клеем и манной крупой. Дети рисуют клеем ПВА как красками, используя кисточку. Свой рисунок ребёнок засыпает манной крупой, использует салфетку для аккуратности работы. Излишки крупы высыпаем в отдельную тарелку или на поднос. Получаются красивые рисунки. Такая работа нравится не только детям, но их родителям. У них появляется желание самим сделать такую работу. Я провожу мастер- класс для родителей. Детскими работами и своими родители оформляют свои комнаты. В аппликациях используем различные крупы: гречка, рис, горох и др. Развивая творческие способности детей, я соблюдаю такой принцип:
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Творчество для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности. Поэтому все работы выполняются по желанию детей.
Применяя нетрадиционные материалы и техники, я способствую развитию у ребенка :
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности;
-эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Поэтому я решила организовать в своей группе продуктивную деятельность с детьми в свободное время по желанию детей. Для этого я разработала проект
«Как прекрасен этот мир».