Зинаида Ангарова
«Формирование связной речи старшей группы с общим недоразвитием речи». Первый период.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков связной речи у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР, представляет значительные трудности. Старшие дошкольники с ОНР испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языкового высказывания.
Публикация «„Формирование связной речи старшей группы с общим недоразвитием речи“, Первый период,» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Как, Вы знаете, что логопедическая работа строится на три периода. Работа ведется по программе Т. Б. Филичевой и Г. Б. Чиркиной. Дополнительно составила индивидуальные программы в работе с детьми с алаликами и со стертой формы дизартрии. С 15 сентября провожу фронтальные подгрупповые занятия по лексике. Идет накопление словаря существительных, глаголов, наречий, т. е. всех основных частей речи. Конечно же предусматриваю не только количественное развитие, пополнение новыми словами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, с синонимическим рядом. Углубление знаний о предмете обогащает речь словами, обозначающими части и детали предметов (руль,фары,кузов,кабина, колеса). Большое внимание уделяю и развиваю развитию словаря признаков. В первую очередь- это качественные прилагательные, обозначающие цвет, форму, размер, свойства: твердый, мягкий, холодный, упругий, гладкий, шершавый и т. д. Отвечая на вопрос чья? чье? чьи? чей? учатся использовать притяжательные прилагательные. Сравнивая качество предметов, находят слова с противоположным смыслом ( антонимы: большой-маленький) или слова, схожие по значению ( синонимы: большой, крупный). При описании предмета идет работа по обогащению и активизации глагольного словаря. В проведении занятии применяю схемы, картины, модули, индивидуальные карточки, объемные и плоскостные дидактические материалы.
Словарная работа тесно связана с овладением грамматическим строем речи. Ни одна тема не обходится без работы по устранению и предупреждению аграмматизмов. Каждая тема связана с определенным не только лексическим, но и грамматическим материалом.
Успешное осуществление по развитию связной речи с детьми ОНР всегда осуществляется логопедом. Совместная деятельность логопеда и воспитателя осуществляется следующим образом:а) обсуждение темы ближайших занятий; б) план работы с учетом уровня развития детей;
в)методы обучения и закрепления речевых навыков; г) обсуждение применения наглядных пособий; д) словарный минимум в использовании в связной речи; е) какие типы предложений должны быть по новой теме.
Перед прохождением новой темы, воспитатель проводит большую работу: это активные наблюдения за жизненными явлениями; -экскурсии; -практические действия с предметами;
-рассматривание предметов, картин;
-чтение художественных произведений;
-упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти по лексической теме;
-занятия воспитателя по ознакомлению с окружающим миром;
-игры на прогулках по теме;
-развитие мелкой, артикуляционной, дыхательной гимнастики также по теме и т. д.
На каждом занятии стараюсь познакомить с фразеологизмами, поговорками, пословицами и загадками, которые тематически можно связать с изучаемым материалом.
Чтобы достичь положительного результата, уже с первой темы вводится план описательного рассказа, который дает возможность систематизировать и спланировать процесс высказывания. На каждую тему отводится неделя, т. е. пять дней мы работаем одной темой. Первое занятие - введение в тему, второе - составление описательного рассказа. Здесь главное - красочное, эмоциональное насыщение занятия. Вот здесь у детей пробуждается к нему интерес.
По ФГОСУ - игра, основа в дошкольном учреждении, - это ключ к раскрытию потенциальных творческих возможностей ребенка. Первые ознакомительные занятия (или введение в тему) проходит в виде игры, имеющей определенный сюжет. Второе занятие по теме включает уже более серьезные элементы обучения и воспитания.
Итак, в результате работы в первом периоде дети значительно расширили и обогатили активный словарь. Теперь они умеют рассуждать и доказывать.