Наталья Муштайкина
Формирование способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций. Педагогический опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
На сегодняшний день конфликты являются неотъемлемыми спутниками жизни каждого человека, вне зависимости от его возраста. Именно поэтому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
На современном этапе существует точка зрения, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но зачастую конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Публикация «Формирование способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций, Педагогический опыт работы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Опыт работы, практика
- Темочки
Детский сад – это, так называемое, государство в государстве, со своей иерархией и законами. В тот момент, когда ребенок впервые переступает порог дошкольной образовательной организации, он вместе с родителями попадает в коллектив и, в свою очередь, понимает и принимает определенные требования, относящиеся к содержания детей в детском саду.
В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида и частности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Именно поэтому, что в процессе дошкольного образования встает вопрос о недостаточном уровне знаний элементарной конфликтологической культуры, нехватке информации о конфликтах, о путях их мирного решения, вопрос о формирование способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций является актуальным.
Основная идея опыта
Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, типы, виды, возможные последствия для того, чтобы использовать наиболее эффективные методы его разрешения. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами.
Вопросами работы по формированию способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций посвящены научные работы таких ученых, А. Я. Анцупов, Ф. М. Бородкин, Г. И. Козырев, Н. В. Гришина, А. Г. Здравомыслов, Н. Н. Обозов, С. М. Емельянов, Б. И. Хасан, В. Зигерт, Л. Ланг, У. Мастенбрук, X. Корнелиус, Ш. Фэйр, Р. Фишер, У. Юри и другие.
Для реализации педагогического опыта на базе дошкольной образовательной организации были сформулированы следующие задачи :
1. Определить понятие «конфликт» и его составляющие.
2. Определить разные стили реагирования в конфликтных ситуациях.
3. Определить применение навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
4. Способствовать развитию у детей способности к выработке собственных способов эффективной коммуникации.
Теоретическая база.
В условиях современного мира, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, начиная уже с дошкольного детства, возрастает роль науки по преодолению конфликтов – конфликтологии.
Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных конфликтов : от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.
В научной литературе нет как такового единого общепризнанного определения понятия «конфликт».
Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Однако, существует также и такое понятие, как детский конфликт. С детскими конфликтами взрослые сталкиваются достаточно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У детей младшего дошкольного возраста конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать как по причине ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, так и ценностей и потребностей.
Различается три вида детских конфликтов – внутриличностные, межличностные и групповые.
Причины возникновения конфликтов в детском коллективе:
В процессе общения детей друг с другом периодически возникают ситуации, которые требуют согласованности в действиях и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Ребенок дошкольного возраста еще не осознает в должной мере свой внутренний мир, переживания, намерения, интересы, поэтому он испытывает трудности в проявлении эмпатии, ему сложно представить, что чувствует другой. Он ориентируется только по внешним признакам поведения: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки, но он еще не осознает, что каждый сверстник – это, прежде всего, личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. В такой момент педагогу очень важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В процессе дошкольного общения в коллективе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети :
Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают.
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются.
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно.
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются.
Всезнайки – считают себя выше, умнее других.
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться.
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас.
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика.
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
На сегодняшний день очевидно, что для детей дошкольного возраста имеет большое значение принятие их сверстниками, также достаточна значима их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть, досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
Приступая к работе по данной теме, мною была изучена следующая методическая литература:
1. Алексеева, О. В. Методы управления конфликтами в коллективе дошкольной образовательной организации / О. В. Алексеева, О. Н. Недосека // Новейшие тенденции в науке и образовании. – Сочи, 2017. – С. 92-95.
2. Алишев, Б. С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения [Электронный ресурс] / Б. С. Алишев, Р. Х Пакуров – Режим доступа: https://www.voppsy.ru/issues/1986/866/866067.htm
3. Андреев, В. И. Конфликтология : Искусство спора ведения переговоров, разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – М. : Народное Образование, 2007. – 234 с.
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб: Питер, 2015. – 528 с.
5. Вереникина, И. М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций в образовательном учреждении / И. М. Вереникина. – М. : Дрофа, 2014. – 260 с.
6. Гришина, Н. В. Психология межличностного конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2015. – 361 с.
7. Дремина, А. К. Конфликты. Причины и способы их предотвращения / А. К. Дремина // Сборник научных статей / под ред. В. В. Садырина. – Челябинск: Цицерон, 2016. – Выпуск 9. – 212 с.
8. Колесникова, С. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты : учебное пособие / С. Колесникова, О. Фесенко. – М. : Флинта, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. – 128 с.
9. Мельник, К. С. Особенности разрешения конфликтов в образовательной организации / К. С. Мельник // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3806–3810.
10. Шарова, Н. В. Социальная и конфликтная компетентность в процессе профессионализации личности / Н. В. Шарова // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности. – Киев: «Издательство Простобук», 2011. – 278 с.
Проблемы с формированием способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций могут быть обусловлены абсолютно разными факторами, однако, чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, типы, виды, возможные последствия для того, чтобы использовать наиболее эффективные методы его разрешения.
Технология опыта.
Главное – знание возрастных особенностей ребенка. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, не-усидчивость, леность, беззастенчивость, лживость слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.
Особенности общения со сверстниками:
1. Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)
2. Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения
3. Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)
4. Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт)
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха). В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе.
Разрешение конфликта – это :
минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
изменение целей участников конфликта
достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
Два способа разрешения конфликта :
Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть»
«Сам буду играть»
«Позову воспитателя и она заставит всех играть»
«Всех побью и заставлю играть»
Конструктивный - «Предложу другую игру»
«Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному
Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло) Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)
– утверждение личных притязаний,
– навязывание своего стиля поведения,
– умаление достоинств другой стороны,
– корыстные устремления.
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
– описание произведенного действия
– описание возможного или неизбежного результата этого действия
– предложение альтернативного варианта поведения
Схема позитивного сообщения может выглядеть так:
1. Когда ты…
2. Может случиться, что…
3. Лучше…
4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации
– применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;
вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску) Воспитатель должен владеть техникой активного слушания.
– выдвинуть определенные жесткие требования
– указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
5. Оценка особенностей участников конфликта
6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.
С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:
Тебе хочется ходить в детский сад?
Почему?
С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
Какие игры ты знаешь?
В какие игры ты умеешь играть?
В какие игры ты любишь играть больше всего?
Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
Можно ли нарушать эти правила?
Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
Попробуй объяснить свое мнение.
Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть :
– Авторитарным – этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях
недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя
на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать.
Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
– Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы
– Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.
При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т. к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее
1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта : ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Методы профилактики конфликтов.
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть : стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей)
Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс.
Результативность опыта
Проанализировав изученную литературу по данному вопросу, я сделала вывод о том, что данный вопрос сложный и многогранный и наметила свой план действий по формированию у дошкольников способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций. Одним из направлений моей педагогической деятельности стало развитие навыков общения детей со сверстниками. Для этого я использую:
- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);
- имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человече-ский процесс);
- интерактивные игры (игры на взаимодействие);
- социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели
конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии.
Я предлагаю детям игры и активно в них участвую.
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок доверия», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей».
В гости к детям могут приходить литературные герои – добрый и злой, Незнайка. Также к детям приходят игрушки – мирилки – это может быть любая игрушка с двумя руками. Дети зацепаются за руки игрушки, а воспитатель голосом героя произносит стихи – мирилки.
Данный опыт может быть применим педагогами дошкольных образовательных организаций, а также педагогами системы дополнительного образования, ориентирующихся на разрешение конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста, не зависимо от реализуемой программы в детском саду.