Лучший педагог года

Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр

Анастасия Кулагина
Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Самосознание – иными словами, это само осознание себя «Кто Я?», «Какой Я?», «Что Я могу?». Самооценка дошкольника — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

Темочки:

В самооценке отражается то, что человек узнает о себе от других, а также его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

Самооценка начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать; осознает не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Многие исследователи констатируют тот факт, что игра является средством гармоничного развития личности.

В играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. В подвижных играх к ребенку приходит осознание того, что «Я могу». Именно в играх дети получают уникальную возможность максимально проявить собственную активность и реализоваться, и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

В каждой возрастной группе есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.

1. Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в нее и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей. С детьми этой группы можно организовывать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия.

2. Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая сначала в ней пассивную роль, он постепенно заряжается от взрослого и сверстников интересом к игре, и, через некоторое время, начинает сам проявлять инициативу. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, результат которых будет зависеть от сосредоточенности и ловкости.

3. Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры, они, из-за страха перед своей неумелостью, не справляются с заданием. Такие дети нуждаются в личном контакте с взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная игра с ними не эффективна. Для нормального психологического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игру с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников активнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

Как правило, у таких детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребёнок в своем самоощущении перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!».

По сравнению с подвижными играми - игры с элементами спорта или спортивные игры — это более сложная форма деятельности дошкольника. Игры с элементами спорта отличаются от подвижных игр тем, что они являются коллективными. Во время спортивных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость Дошкольники приучаются согласовывать свои действия с действиями других и соблюдать определенные правила.

Чтобы помочь каждому ребенку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

Каждый ребенок имеет право участвовать в игре;

Желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;

Ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

При обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить) ;

Дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

Если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего ухода;

Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;

Как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

Подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Все дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности педагога в развитии у дошкольников социально значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы. Самооценка не застывшая величина. Она постоянно меняется в ту или иную сторону, а значит, пока ребёнок растёт можно многое исправить.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияФормирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Дошкольное детство – чудесный период для каждого ребенка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр
Опубликовано: 9 октября 2024 в 12:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кулагина (УИ 2138416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 марта 2025 четверг
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД