Анастасия Кулагина
Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Самосознание – иными словами, это само осознание себя «Кто Я?», «Какой Я?», «Что Я могу?». Самооценка дошкольника — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.
Публикация «Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
В самооценке отражается то, что человек узнает о себе от других, а также его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.
Самооценка начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать; осознает не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Многие исследователи констатируют тот факт, что игра является средством гармоничного развития личности.
В играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. В подвижных играх к ребенку приходит осознание того, что «Я могу». Именно в играх дети получают уникальную возможность максимально проявить собственную активность и реализоваться, и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
В каждой возрастной группе есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.
1. Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в нее и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей. С детьми этой группы можно организовывать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия.
2. Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая сначала в ней пассивную роль, он постепенно заряжается от взрослого и сверстников интересом к игре, и, через некоторое время, начинает сам проявлять инициативу. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, результат которых будет зависеть от сосредоточенности и ловкости.
3. Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры, они, из-за страха перед своей неумелостью, не справляются с заданием. Такие дети нуждаются в личном контакте с взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная игра с ними не эффективна. Для нормального психологического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игру с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников активнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.
Как правило, у таких детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребёнок в своем самоощущении перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!».
По сравнению с подвижными играми - игры с элементами спорта или спортивные игры — это более сложная форма деятельности дошкольника. Игры с элементами спорта отличаются от подвижных игр тем, что они являются коллективными. Во время спортивных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость Дошкольники приучаются согласовывать свои действия с действиями других и соблюдать определенные правила.
Чтобы помочь каждому ребенку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:
Каждый ребенок имеет право участвовать в игре;
Желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;
Ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;
При обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить) ;
Дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
Если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего ухода;
Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;
Как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.
Подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Все дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности педагога в развитии у дошкольников социально значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы. Самооценка не застывшая величина. Она постоянно меняется в ту или иную сторону, а значит, пока ребёнок растёт можно многое исправить.