Наталья Владимировна Сюткина
Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников
Экономическое воспитание старших дошкольников относительно новая часть воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении, поэтому ещё существует некоторое сомнение в том, а не рано ли знакомить маленьких детей с экономикой, её сложными понятиями и явлениями? Не стоит ли подождать, пока ребёнок подрастёт и многое поймёт сам? По мнению психологов, одной из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольников к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика, является способность к осознанности и волевой регуляции. Именно к пяти-шести годам на основе приобретённой ранее способности к осознанию собственных действий у ребёнка формируется произвольность поведения, возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Другой предпосылкой для приобщения ребёнка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребёнком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребёнок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно – не выгодно», «выигрыш – проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно и нужно знакомить ребёнка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребёнка.
Темочки:
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счёту, призвано воспитывать хозяина – собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
В период дошкольного детства, безусловно, огромную роль играет семья и отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребёнок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье – реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. Именно в семье ребёнок получает первые знания и представления о том, что каждый взрослый человек имеет свою профессию, за свой труд он получает деньги, и они определяют достаток семьи, её материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. На примере бюджета семьи дети осваивают понятия «доходы», «расходы», учатся понимать, что нельзя купить сразу всё, что тебе хочется, что купить всё не только нереально, но и не нужно. Семья способствует воспитанию у детей полезных привычек, которые повседневно закрепляются в детском саду:
1. Бережное обращение со своими вещами и вещами, принадлежащими другим – взрослым, сверстникам.
2. Разумное использование материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, фломастеры и т. д.).
3. Экономия воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется).
4. Нетерпимость к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Ребёнок-дошкольник не способен самостоятельно овладеть основами экономической и финансовой грамотности, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания. Если в дошкольном образовательном учреждении создать соответствующую предметно-развивающую среду, использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей, то в результате старшие дошкольники способны овладеть элементарными экономическими знаниями:
1. Употребление в играх, образовательной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми экономических понятий.
2. Называние разных мест и учреждений торговли (рынок, магазин, супермаркет, интернет-магазин).
3. Знание российских денег, некоторых названий валют ближнего и дальнего зарубежья, понимание сути процесса обмена валюты, например, в путешествии.
4. Называние разных видов рекламы, понимание её назначения, способов воздействия.
5. Адекватное поведение в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении.
6. Бережное отношение к вещам, игрушкам, играм; рациональное, экономное использование расходных материалов для игр и занятий.
7. Следование правилу: ничего не выбрасывай зря, если она тебе не нужна – лучше подари, порадуй другого.
8. Проявление интереса к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.)
9. Объяснение различия понятий «благополучие», «счастье», «достаток»
10. Любовь к труду, желание делать полезные предметы для себя и радовать других, оказание помощи взрослым, слабым, больным, пожилым людям.
Предпосылки финансовой грамотности у детей в дошкольном учреждении формируются различными методами и приёмами. Интерес у детей вызывают экскурсии и беседы с целью знакомства с разными профессиями, дидактические, настольные, интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Овладению экономическими знаниями, воспитанию у детей лучших нравственных качеств способствует чтение детям художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, которые в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Например, это такие произведения для детей, как басня «Стрекоза и муравей» И. А. Крылова, сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», русские народные сказки «Морозко», «По щучьему велению», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и другие. Так же целесообразно использование такой педагогической технологии как кейс-метод. Кейс-технология в экономическом воспитании старших дошкольников предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы) и находить их решение.
Эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания – применение сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. На необходимость использования сюжетно-ролевых игр в процессе экономического воспитания дошкольников указывали Л. Н. Галкина, С. А. Козлова, Е. А. Курак, А. А. Смоленцева, Н. А. Струнилина, А. Д. Шатова. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Тематика таких игр:
«Супермаркет», «Почта», «Салон красоты», «Ателье мод», «Банк», «Семья», «Путешествие» и т. д. Сюжетно-ролевая игра представляет собой свободную, творческую, самостоятельную деятельность детей, в которой они выполняют роли в соответствии с игровым сюжетом, моделируя деятельность взрослых и отношения между ними. Экономическое воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и детей по выстраиванию квазиэкономических отношений, ориентированных на усвоение элементарных экономических понятий и формирование нравственно-экономических качеств детей. Эффективность сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания дошкольников зависит от педагогического руководства воспитателя, система реализации которого включает ознакомление с окружающим миром в активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды, активизирующее общение воспитателя с детьми.
Таким образом, уже в дошкольном детстве возможно успешное решение следующих задач: формирование экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников, воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Литература.
1. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. – 1989.
2. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким - М. :ТЦ Сфера, 1994.
3. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. – 1989.
4. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учеб. – метод. пособие: СПб. : Детство – Пресс, 2001.
5. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. - М. :АРКТИ, 2006.
6. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: метод. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.