Татьяна Сосновцева
Формирование познавательных действий у дошкольников посредством развития познавательных процессов и мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Теремок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему: «Формирование познавательных действий у дошкольников посредством развития познавательных процессов и мышления» для детей старшего дошкольного возраста.
Сосновцева Т. Ю. воспитатель старшей группы
«Гномики»
г. Гаврилов - Ям
Ноябрь 2021г.
Публикация «Формирование познавательных действий у дошкольников посредством развития познавательных процессов и мышления» размещена в разделах
Цель: способствование развитию у детей познавательной активности,
мыслительной деятельности, любознательности.
Задачи:
Образовательные: обобщить и расширить знания детей об окружающем
мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления
статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту; уточнить и расширить представления детей, где "живет"
опасное электричество и как оно помогает человеку.
Развивающие : развивать стремление к поисково-познавательной
деятельности; способствовать овладению приемами практического
взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную
активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
развивать любознательность; вызвать радость от открытий, полученных из
опытов; воспитывать умение работать в коллективе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, детские столы и стулья, настенные часы на батарейках, разрезные картинки к д/и «Собери электроприборы», картинки к д/и «Что есть, что было».
Для экспериментирования:
-надутые воздушные шарики (1 на 2их детей);
-кусочки шерстяной ткани;
-пластмассовые расчески;
-мелкие кусочки бумаги в тарелочках(1на 2-их).
Методы и приё мы: игровые, наглядные, практические, словесные.
Игровая ситуация (путешествие в волшебную страну, развивающие игры и упражнения, пояснения, указания, вопросы педагога.
Использование современных образовательных технологий: здовьесберегающие (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, использование ИКТ (мультимедийная презентация).
Ход занятия.
I. Вводная часть.
(Слайд 1)
1. Психогимнастика
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. «Путешествие в Волшебную страну».
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей) Сегодня я предлагаю вам отправиться в «Волшебную страну». Туда мы можем попасть всего лишь на короткое время. В детский сад мы должны вернуться, когда большая стрелка покажет на цифру 5. (Воспитатель показывает на часах большую стрелку на цифре 5.) Поэтому нужно следить за временем. (Воспитатель незаметно вытаскивает батарейку из часов).
II. Основная часть.
Воспитатель. Что такое? Стрелки стоят на месте, часы не тикают. Как вы думаете, что с ними случилось? (Ответы детей)
Воспитатель. Вы правы, нет батареек. Сейчас попробуем поставить батарейки. Действительно часы заработали. Чтобы узнать, как зовут этого волшебника нужно отгадать загадку:
Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам,
Светлое величество.
Это … (Электричество)
3. Беседа с детьми.
Воспитатель. Когда мы поставили батарейку, через часы пошел …электрический ток, и они заработали. Вы догадались, о теме нашего занятия? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, это электричество.
Воспитатель. Ребята, а что такое электрический ток, кто знает?
Ребенок. Это то, что течет по проводам.
Воспитатель. Как вода в реке?
(ответы детей).
4. Рассматривание картинок на слайдах: течение реки, виды электростанций, заряженные частицы, высоковольтные линии, трансформаторная подстанция, обычные электрические провода, «от электростанции в дом»
Приложение №1Презентация (Слайды 2-7)
Воспитатель. Давайте посмотрим слайды. Вы видели, как течет вода в реке?
(Ответы детей)
Воспитатель. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
(Слайд 6)
Воспитатель. А у нас в группе живет ток?
(Ответы детей)
Воспитатель. А как вы думаете, для чего нам нужен электрический ток?
(Ответы детей)
Приложение №3
5. Дидактическая игра «Собери картинку»
Воспитатель. Нужно выбрать себе пару и встать вокруг стола, собрать картинку, вспомнить и рассказать, что это и для чего это нужно. Собирать надо внимательно и быстро, так как времени у нас мало. Но прежде мы разомнем наши пальчики, что бы они были послушными:
6. Пальчиковая гимнастика «Электроприборы»
Что за шум на кухне этой? (Сгибание мизинцев)
Будем жарить мы котлеты. (Сгибание безымянных пальцев)
Мясорубку мы возьмем. (Вращение средних пальцев вокруг друг друга)
Быстро мясо провернем. (Вращение указательных пальцев вокруг друг друга)
Миксером взбиваем дружно. (Вращение больших пальцев)
Все, что нам для торта нужно, (соединить мизинцы)
Что бы торт быстрей испечь, (соединить безымянные пальцы)
Включим мы электропечь. (Соединить средние пальцы)
Электроприборы – это чудо! (Движение указательными пальцами)
Жить без них нам было б худо. (Пожимаем плечами)
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, а раньше было электричество? (Ответы детей.)
Воспитатель. Да, много лет назад человек не знал, что такое электричество. Трудно было человеку справляться с проблемами. Ребята, давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Приложение №2
7. Дидактическая игра: «Что есть, что было»
Воспитатель. Перед вами карточки с изображением бытовой техники, которая помогает сейчас людям, и предметы, которыми люди пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. А скажите мне, электричество опасно?
(Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, очень опасно. Но я вам открою секрет - есть электричество неопасное, тихое и незаметное. Оно живет повсюду. И называется оно статическое электричество. Как называется? (ответы детей) Если его поймать, то с ним даже можно поиграть. Хотите? (Ответы детей)
Воспитатель. Тогда я предлагаю превратиться в волшебников, и отправится в страну «Волшебных предметов», где мы узнаем, где же прячется неопасное электричество.
Воспитатель. Произнесите слова: 1,2,3,4,5-хочу волшебником я стать.
8. Экспериментальная деятельность
Опыт №1.
На стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шары.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какой красивый шарик висит на стене! Давайте и мы попробуем повесить эти шарики на стены (дети пытаются повесить шарики, но у них ничего не получается)
Воспитатель. Ребята, почему этот шарик висит, а ваши падают? Как ты думаешь Ваня? А ты Катя? (Ответы детей)
Воспитатель. Давайте ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Попробуйте.
(Дети пробуют, если у кого-то не получается опыт, предложу помочь тому ребенку, который уже справился с заданием.)
Воспитатель. Вот и наши шарики висят на стене, они стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество - и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы.
Воспитатель. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт №2. (за столами)
Воспитатель. Дети, порвите полоску бумаги на мелкие кусочки (дети выполняют).
Воспитатель. Поднесите расческу к бумаге. Что - то с бумагой происходит? (Ответы детей)
Воспитатель. Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Ответы детей)
Воспитатель. Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги. Что происходит с бумагой? (Ответы детей)
Воспитатель. Как расческа стала электрической? (Ответы детей)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Воспитатель. Молодцы! Вы опять поймали электричество. В батарейке тоже живет неопасное электричество. А еще есть игрушки на батарейках. С ними очень весело играть. Давайте посмотрим.
III. Итог занятия.
Воспитатель. Ну, вот и заканчивается наше путешествие по «Волшебной стране Электричества». Что мы сегодня узнали об электричестве? (Ответы детей) Ребята, чему вы научились сегодня в «Волшебной стране»? (Ответы детей) А как мы их делали волшебными? (Ответы детей) Вам понравилось играть, с этим электричеством? (Ответы детей) Какое задание было самым трудным? (Ответы детей) А какое задание понравилось больше всего? (Ответы детей) Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали. Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие опыты мы сегодня делали с вами на занятии.