Анна Евсеева
Формирование познавательной активности у детей путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Титульный лист.
2 слайд.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира.
Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира и изучают его как могут и чем могут – глазами, руками, языком, носом.
3 слайд.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –
и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
4 слайд.
Публикация «Формирование познавательной активности у детей путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Предметно-пространственная среда
Создание в группе условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям. (фото)
5 слайд
В уголке экспериментирования имеются :
1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, компас, магнит)
2. разнообразные по объему и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы
3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, мох, семена)
4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)
5. технические материалы (гайка, болты, винтики, шурупы, детали конструктора)
6 слайд
6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
8. медицинские материалы (пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)
9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, свечи и др.)
10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов.
7 слайд.
Уголок экспериментирования (фото)
8 слайд.
Дидактический материал (фото)
1. Большая энциклопедия дошкольника;
2. Энциклопедия для детей «Обо всём на свете от А до Я»;
3. «Всё обо всём «Привычные вещи»»;
4. Атлас – определитель «От земли до неба» А. А Плешаков;
5. Картотека игр – экспериментов в старшей группе;
6. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
9 слайд.
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек.
10 слайд.
Живая природа
Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Выращивание лука в земле и в воде», «Необходим ли свет растениям?»,
«Выращивание картофеля в комнатных условиях из «глазок»».
11 слайд.
Нужен ли свет растениям?
Цель: выяснить, нужен ли растениям свет. (фото)
12 слайд.
Посев и проращивание семян
овса и проса
Цель: познакомить детей с методом посева семян в землю ; закрепить и обобщить знания детей о том, что всему живому для жизни необходимы :свет, вода, воздух, тепло. (фото)
13 слайд.
Посадка и выращивание лука
Цель: познакомить детей с методом посадки растения луковицей; закрепить знания о том, что всему живому для жизни необходимы: свет, вода, воздух, тепло. (фото)
14 слайд.
Посадка и выращивание
картофельных «глазков»
Цель: познакомить детей с методом размножения растения «глазками»; закрепить знания о том, что всему живому для жизни необходимы: свет, вода, воздух, тепло. (фото)
15 слайд.
Неживая природа
(воздух, вода, лед, почва, камни, бумага и др.).
В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса, является растворителем. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и стаканчика с водой и других предметов. Выявляли свойства воздуха: невидим, не имеет цвета, вкуса, запаха, движется, имеет звук. Проводили опыты со снегом и льдом. Так же проводили опыты с песком, выявляли свойства сухого и сырого песка. Выяснили из чего состоят камни. Выявили свойства бумаги: гнется, мнётся, намокает, рвется. (фото)
16 слайд.
Вода и её свойства
Цель: выявить свойства воды: жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, льётся, имеет звук, не имеет формы. (фото)
«Вода – растворитель.»
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. (фото)
17 слайд.
Вода и её свойства
«Как получить чистую воду?»
Цель: познакомить детей со способом очистки воды – фильтрованием.
(фото)
«Твердая вода»
Цель: выяснить, что вода замерзает при отрицательных температурах, превращается в лёд. (фото)
18 слайд.
Воздух и его свойства
«Воздух- невидимка».
Цель: определить, что воздух невидим, не имеет цвета и формы. (фото)
«Воздух внутри нас»
Цель: определить, что внутри нас есть воздух. (фото)
19 слайд.
Воздух и его свойства
«Ветер – движение воздуха»
Цель: выяснить, движется ли воздух и имеет ли воздух звук. (фото)
«Имеет ли воздух запах»
Цель: выяснить, что воздух не имеет запаха,но может его переносить. (фото)
20 слайд
Снег
«Пушистый снег»
Цель: выяснить, что снег состоит из снежинок, сухой снег не лепится, рассыпается. (фото)
«Куличики из снега»
Цель: показать, что мокрый снег лепится. (фото)
21 слайд.
Песок
«Сухой песок»
Цель: выяснить, что сухой песок состоит из песчинок, не лепится, рассыпается. (фото)
«Песчаный конус»
Цель: показать, что мокрый песок лепится.
22 слайд.
Бумага
Цель: выявить свойства бумаги :толщину, гнется, мнется, режется, намокает, рвется. (фото)
23 слайд.
Камни
«Что такое камни?»
Цель : выяснить, из чего состоят камни. (фото)
«Камни-какие они?»
Цель: выявить свойства камней: вес, прозрачность, цвет, прочность. (фото)
24 слайд.
Человек
Закрепляли представления детей об органах чувств и их назначении : глаза – видят,
уши – слышат ; узнавали различные звуки,
нос – определяли запах,
пальцы – определяли форму, структуру поверхности,
язык – определяли на вкус. (фото)
25 слайд.
Для фиксации наблюдаемых явлений или итогов эксперимента используем :
1. Фотографии, картинки
2. Схематические зарисовки
(мнемосхемы)
3. Календарь природы
4. Дневник наблюдений.
26 слайд.
Таким образом, я считаю, что экспериментально – исследовательская деятельность способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
В дальнейшей своей работе планирую так же продолжать экспериментально – исследовательскую деятельность с детьми.
27 слайд.
Спасибо за внимание!