Людмила Синчук
Формирование полноценной личности с нравственными принципами и духовностью во взаимодействии с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка. [1]
Для повышения педагогического потенциала семьи требуется переход от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия :
• к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребенка и взрослого;
Публикация «Формирование полноценной личности с нравственными принципами и духовностью во взаимодействии с семьёй» размещена в разделах
• к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей.
Совместная деятельность педагогов и родителей – это партнерская деятельность, направленная на развитие среды обитания ребенка, выработку общей стратегии деятельности детского сада и семьи, совершенствование педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, освоение новых принципов жизнедеятельности и развитие новых форм общественной жизни. [2]
Основные принципы, которые должны быть положены в основу программно-методического обеспечения духовно нравственного воспитания, смогут реально работать в современных условиях.
• Традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей.
• Принцип системности, основанный на объединении традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и эффективного взаимодействия, ориентации родителей на развитие духовно-нравственного становления личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение-семья-личность»
• Принцип интерактивности, предполагающий формирование активного культурного и духовного сознания педагогов, активного педагогического сознания родителей, активной и творческой мотивации через использование различных форм развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных навыков педагогов, родителей и детей.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы участниками поддерживаются такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, что обеспечивает возможность для проявления творчества, достижения обозначенных целей. [3]
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Наша задача — помочь родителям в воспитании детей. Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей, зародилась в глубокой древности. Пример тому – Библия. Позже к этой мысли возвращались Платон и Сократ, Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо и Г. Г. Песталоцци. Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой – для самого общества. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить им возможность всестороннего развития и благополучия. Итак, цель воспитания родителей – не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития.
В нашем детском саду в течение нескольких лет проводится планомерная целенаправленная работа с родителями с целью установления партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщения родителей к жизни детского сада.
Для достижения данной цели ставятся такие задачи:
• Повышение педагогической культуры родителей посредством создания атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
• Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание. На родительских собраниях мы используем такие методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей и создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Наглядно информируем семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов до выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток.
Досуговое направление.
Любое совместное мероприятие позволяет родителям:
увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом, например, в совместных досугах таких как: «Ярмарка идей», где родители презентуют свое изделие.
Принимали участие в чтение стихов совместно с детьми.
Познавательное направление.
1.«Шашечный турнир» - родители соревновались со своими детьми. 2. Экскурсия в дендрологический парк Гензе и Птичью гавань, где вместе с детьми родители познавали растительный и животный мир Омского Прииртышья.
День открытых дверей. Взрослым выпала возможность вместе со своими детьми прожить один день в детском саду
Совместные проекты такие как:
• «Птицы Омской области. Трясогузка»;
• «Нужна ли Луна Земле».
• «Бабушкин сундучок»
Родители совместно с детьми презентовали свою работу, рассказывая об этапах реализации проекта и представляя его результат.
Творческое направление
Принимали родители участие в различных акциях. Таких, как:
• «Голубь Мира». Дети вместе с родителями, делали голубей из бумаги.
• «День добрых сердец» дети совместно с родителями делали открытки для своих бабушек и дедушек к дню пожилого человека.
Активно участвовали в мастер-классе
• «Рождественский ангел из ниток», где родители совместно с детьми изготавливали ангелов для украшения ёлки на Рождество
Совместно взаимодействуя с родителями, изменился характер связей, ролей по отношению к ребенку, более эффективно стали сотрудничать родители с педагогами.
Новые подходы к работе детского сада с семьёй, формы и методы взаимодействия обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка, успешное вхождение его в социум.
Список литературы
1. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности [Текст] / Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 192-197.
2. Елисеева Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия/ М. : Лексис, 2004 г., 68 с.
3. О. Потаповская. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей. Содержание, методики, новые формы организации. Дошкольное воспитание №1 -2006.
4. Арнаутова Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада - М. : ВЛАДОС, 2008. - 213 с