Наталья Васильевна Коняхина
Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Отчет по инновационной деятельности.
Публикация «Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу:
1. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры (3756, (Учитель, ИПГринин, 2019.
2. Смолнцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно - методическое пособие.
3. А. Д. Шатова «Дошкольник и экономика»
4. Интернет ресурсы
Цель: Формирование первичных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и воспитание социально-личностных качеств, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
• Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Также разработали план работы с детьми и начали его воплощать в жизнь. В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
С помощью игр и образовательных практик доносим до детей, что:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Финансы – это интересно и увлекательно!
С детьми были проведены занятия на темы: «Что такое деньги?», цель которого была: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами России; «Размен денег», цель которого была: раскрыть сущность понятия «размен»; закрепить понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»; учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег; учить выполнять практические действия по размену денег, понятий «заработная плата», «профессия». Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью; воспитывать бережное отношение к труду; «Магазин. Виды магазинов», цель которого была: ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты; уточнить у детей представления о разных видах магазинов; учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов.
С воспитанниками прочли сказки экономического содержания о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», цель которых была: продолжать знакомить детей с экономической категорией «потребности» на примере человека. Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных). Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности.
Дети выучили по ролям сказку «Теремок», нарисовали афишу, изготовили билеты, смастерили кассу, выбрали кассира для продажи билетов, показали для гостей и детей другой группы маленький спектакль.
Дети с удовольствием играли в дидактические («Деньги», «Размен», «Дорого-Дешево», «Путаница», «Надо и хочу», «Давай поменяемся», «Груша-Яблоко», «Доходы-расходы») и сюжетно-ролевые игры («Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Маленькие покупатели», «Супермаркет», цели с. р. и: учить детей правилам поведения в общественных местах. Продолжать учить считать, разменивать купюру и давать сдачу; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. Воспитывать бережливость, расчетливость, трудолюбие, осуждать жадность.
Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия помогли детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т. д., позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование финансовой культуры, познавательной активности, речи и творческих способностей детей.