Наталья Васильевна Фулавкина
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Сл. 1 Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Сл. 2 Какую роль играет экологическое воспитание в формировании личности ребёнка? Какие формы, методы и приемы целесообразно использовать в работе с детьми по формированию экологической грамотности? На эти вопросы я стараюсь ответить всякий раз, когда планирую свою работу в детском саду по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, занятий - ребёнок развивается всесторонне. У него воспитываются многие положительные качества, такие как чувства доброты, заботливости, сопереживания, гуманизма и т. д.
Публикация «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
Сл. 3 К таким выводам я пришла из опыта работы и наблюдения за детьми. Так, за годы работы в детском саду, обратила внимание на то, что детей удивительно привлекает растительный и животный мир, что они с удовольствием наблюдают за объектами природы, но нередко проявляют при этом жестокость, равнодушие к ним. Причин такого отношения очень много. Сл. 4Но, выражаясь словами Себастьяна Бранта «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему», можно прийти к самой популярной - «вечная» занятость родителей. Отсюда - недостаток общения с детьми, потеря определенного мировоззрения, отношения к окружающим, элементарное незнание правил взаимодействия с объектами природы. Результат: вред человеку и природе.
Сл. 5А ведь именно в дошкольном возрасте закладывается основа конкретных представлений и знаний о природе, именно природное окружение предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры и, как следствие, развитие нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Сл. 6 В соответствии с ФГОС ДО, основная цель экологического воспитания — с первых лет жизни воспитать гуманную, социально активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, окружающий мир и бережно относиться к ним. [3,с. 9]
Сл. 7 Исходя из этого, работая с детьми дошкольного возраста, определила для себя цель: формирование первоначальных основ экологической культуры, накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Сл. 8 Моя работа по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста строится на основе парциальной программы С. Н. Николаевой. Составляющие экологической культуры личности дошкольника, по мнению Светланы Николаевны, — «это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в повседневной жизни, в различной деятельности (в играх, в труде, в быту)». [2,с. 9]
Достичь поставленной цели и разнообразить работу с детьми по познавательному развитию, сделать её интересной, насыщенной позволяют мне следующие методы и формы :
Сл. 9-опытно-экспериментальная деятельность - имеет огромный развивающий потенциал. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать и экспериментировать». Главная ценность этого метода в том, что дошкольники изучают объект с разных сторон, рассматривают взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания; развивают свою речь, так как необходимо рассказать об увиденном, сформулировать закономерности и выводы; Сл. 10 учатся целеполаганию, самостоятельности, способности преобразовывать явления и предметы для достижения определенного результата; обогащают память, активизируют мышление, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. [1,с. 7] Сл. 11Данный метод применяю на занятиях по познавательному развитию, как отдельный вид деятельности, в играх, на прогулках как часть наблюдения, в режимных моментах или в предметно-манипулятивной деятельности.
Сл. 12В детском саду создан опытно-экспериментальный центр, оснащенный необходимым оборудованием, материалами для опытов и экспериментов, а также там размещены комнатные растения и живой уголок (черепаха и улитки, рекомендованные программой. Посещая данный центр, дети с удовольствием наблюдают за обитателями уголка, ухаживают за растениями. Так, познакомившись с черепахой, дети узнали, чем питается, чем дышит, что необходимое условие жизни – воздух и вода.
Сл. 13 Важную роль по формированию первоначальных основ экологической культуры играет
- непрерывная образовательная деятельность. Так, например, при знакомстве детей с разными видами деревьев и кустарников, ребята учатся различать их по стволу, ветвям, форме листьев, плодов. При проведении цикла занятий на тему «Домашние и дикие животные», у детей расширяются представления о разных видах животных и их детёнышах, их отличительных особенностях.
Сл. 14- метод наблюдения – является одним из основных, ведущих методов в дошкольном образовании. С помощью наблюдения дети знакомятся с природой, с происходящими в ней изменениями в разное время года. Наблюдения в своей работе использую систематически. Дети учатся свои наблюдения за погодой отмечать в календаре.
Сл. 15-экологические игры, оказывающие благоприятное воздействие на расширение знаний детей об окружающем мире : настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, творческие, игры – путешествия и др. Игры использую в свободной деятельности детей, включаю в НОД, в целевые прогулки, в экспериментальную деятельность. Чтобы игра проходила успешно, ребята знакомятся с изображениями на картинках, вношу в знакомые игры более сложные задания, которые требуют активной умственной работы. Например, в игре «Сложи картинку» дети составляют целый предмет из его частей.
Сл. 16Подбираю такой дидактический материал, чтобы дети могли обследовать и активно действовать с ним, играть. Например, в играх «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» (овощи, фрукты) дети отгадывают знакомый предмет на ощупь и на вкус по характерным признакам.
Использую подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с образом жизни и подражанием повадкам животных: «Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Лягушата и цапля», «Кот и мыши». Навыки, приобретаемые в игре, развивают не только физические качества, но и интерес к природе.
Сл. 17-праздники и развлечения экологического содержания – объединяют в себе огромное разнообразие видов детской деятельности и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Для того чтобы праздники и развлечения были запоминающимися, использую сюрпризные моменты, приглашаю героев, привлекаю детей к активному участию. Систематически провожу развлечения по временам года, где дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с миром животных, растений. Учатся бережно относиться к миру природы.
Сл. 18-Большое значение в становлении первоначальных основ экологической культуры у детей имеет и использование
- метода проектирования. Так один из последних экологических проектов был проведён с детьми в летний период на тему «Мир насекомых». Дети знакомились с видами насекомых, их разнообразием, внешним видом, пользой и вредом человеку и растениям. Использование метода проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.
Сл. 19 Немаловажное значение в формировании экологических представлений у детей играет
- организация озеленения участка на территории детского сада. Совместно с детьми в летний и осенний период наблюдаем за ростом растений, их изменением, принимаем участие в уходе. Считаю важным приобщить к трудовой деятельности каждого ребенка, т. к. в процессе труда формируются практические знания. Сл. 20
Широко использую в своей работе нетрадиционный метод экологического образования Сл. 21
– сказки, театрализованную деятельность. Экологический театр является методом, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. С детьми старшего дошкольного возраста поставлены экологические сказки «Берегите природу» и «Спасение леса».
Участие детей в постановке экологических сказках позволило мне добиться того, что дети стали проявлять активный интерес к объектам живой и неживой природы.
Сл. 22 Достижение определённых результатов в работе по экологическому воспитанию невозможно без сотрудничества с семьёй, поэтому особое внимание уделяю работе с родителями. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели провожу консультации и беседы экологического содержания. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала для игр. Родители проявляют большой интерес к информации на родительских стендах, принимают активное участие в выставках художественных работ и поделок. Сл. 23 Планомерная работа с родителями позволяет мне добиться активного участия в различных мероприятиях, появилась заинтересованность в самостоятельном повышении экологической культуры своих детей.
Сл. 24 Таким образом, из всего выше сказанного, могу с уверенностью сказать: что только благодаря систематическому использованию всех перечисленных форм, методов и приемов работы с детьми, можно добиться хороших результатов в формировании основ экологической культуры детей и экологического воспитания в целом.