Людмила Владимировна
Формирование основ ПДД как средство социализации старших дошкольников с ЗПР с использованием интерактивных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ЛИЧНАЯ ПРАКТИКА (Как создать игру) Пишите в сообщение, могу помочь
2 онлайн-средства в данном документе, Wordwall- проще, но каждому свое)Всем удачи в создании интересных, познавательных игр!
Цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения: заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
Публикация «Формирование основ ПДД как средство социализации старших дошкольников с ЗПР с использованием интерактивных технологий» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста
- развитие психофизических качеств ребенка
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
Я работала с детьми с ОВЗ, а именно с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста. Задержка психического развития выражается в недостаточной сформированности познавательных процессов. У детей с ЗПР отмечается низкий уровень развития восприятия, а как следствие - недостаточность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Недостаточно сформированы и пространственные представления. Отмечается нарушения функции внимания, а именно неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения внимания; снижение работоспособности, отклонения в развитии памяти, это быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии мыслительной деятельности этих детей, и в развитии речи - бедный, недифференцированный словарный запас, низкий уровень развития связной речи.
У детей с ЗПР, в виду их психофизических особенностей развития, полученные знания о правилах дорожного движения усваиваются фрагментарно (неполно и неточно, наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Таким образом, основное внимание в работе по формированию безопасного поведения на дорогах у детей с ЗПР обращается на решение коррекционно-развивающих задач. А объем формируемых представлений отбирается исходя не из возраста детей, а из особенностей их психофизического развития.
Таким образом, основное внимание в работе по формированию безопасного поведения на дорогах у детей с ЗПР обращается на решение коррекционно-развивающих задач. А объем формируемых представлений отбирается исходя не из возраста детей, а из особенностей их психофизического развития.
Актуальность:
Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.
Статистика
18 Сентября 2019 14:45
В Черемхово сотрудники Госавтоинспекции обеспокоены участившимися авариями с участием детей.
С начала 2019 года на территории обслуживания отдела ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Черемховский» зарегистрировано 22 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков, в которых 2 несовершеннолетних погибло и 22 получили травмы различной степени тяжести.
10 ноябрь, 2021
Подполковник полиции отметил, что с участием юных пешеходов произошло больше половины от общего количества дорожно-транспортных происшествий с несовершеннолетними. В них один ребенок погиб и ещё 55 получили различные травмы. При этом большое беспокойство правоохранителей вызывает тот факт, что практически каждый второй маленький пешеход попал под колёса по собственной неосторожности и неосмотрительности. Результат такого поведения: один ребенок погиб и 26 получили травмы. Из нарушений, способствующих ДТП чаще всего значится пересечение проезжей части в неустановленном месте и неожиданное появление на дороге перед близко идущим транспортом. Зачастую причиной такого поведения является недостаточно или неправильно сформированный у ребенка навык безопасного поведения вблизи дороги.
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Практические методы и приемы используемые на муниципальном уровне. У нас в МДОУ «Детский сад №.» ежегодно проводиться работа по взаимодействию с ГИБДД
15 января состоялась профилактическая встреча учащихся школы с инспектором по пропаганде ПДД о ГИБДД МО России «Черемховский» ст. лейтенанту полиции Светланой Викторовной Попик. Инспектор ознакомила школьников со статистикой ДТП с участием детей на территории города Черемхово и Черемховского района и обозначила основные причины дорожно-транспортных происшествий.
С дошкольниками в нашем саду, данный инспектор совместно с педагогами проводит в течении учебного года разные беседы, игры, тренинги по данной теме. 20 января провела беседу и игру по теме: «Знаки дорожные знать нам всем положено» В конце встречи инспектор полиции дает памятные сюрпризы такие как: световозвращатели, они бывают съемными, несъемными и свободно висящими. Прикреплять этот аксессуар можно по-разному: на застежку молнии, привязывать шнурком к ремню, пришить или прикалывать к куртке. В идеале съемные и несъемные светоотражатели надо сочетать. Полоски на одежде - это несъемные светоотражатели. Дополним их подвесками на шнурочках, или наденем на запястье малыша браслет на липучке или самозастегивающийся браслет на пружинке, наклейки.
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В настоящее время традиционные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта, посредством применения новых педагогических технологий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, умение применять в реальной жизни свои знания. Использование современных интерактивных технологий позволяет взаимодействовать с детьми более интересно и динамично, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения.
Следует отметить, что посредством интерактивных технологий в обучении реализуется триединый процесс: во-первых, осуществляется самостоятельный поиск знаний воспитанниками; во-вторых, нарабатываются значимые навыки и поведенческие линии безопасного поведения; в-третьих, формируются умения эффективного использования новых знаний для решения проблемных дорожных ситуаций.
Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников с ЗПР навыков безопасного поведения на дорогах посредством использования интерактивных технологий.
Для осуществления цели и задач формирования у старших дошкольников с ЗПР навыков безопасного поведения на дорогах, педагоги разработали перспективный план работы по правилам дорожного движения с учетом использования интерактивных технологий, подобрать формы, методы и технологии работы. Оборудовать предметно-развивающую среду для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Используемые интерактивные методы в ДОУ : индивидуальные, парные, групповые обсуждения, дискуссии; мозговой штурм; ролевые игры; тренинги; метод анализа конкретных ситуаций; фото-кейсы; кейс-иллюстрации; получение знаний с использованием компьютерных технологий.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке, дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников. В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решений.
Все полученные знания и умения закрепляются в играх, которым необходимо уделять большое внимание. Большое значение в умственном воспитании и в развитии интеллекта имеют развивающие игры. Они способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда методов и приё мов:
· последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
· наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
· деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
· интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
· дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
· преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
· проектный метод обучения
· моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
· личностно-ориентированная технология
· технология игрового обучения
· метод наблюдения и беседы
Методы активизации родителей:
· обсуждение просмотренных видеосюжетов
· ролевое проигрывание ситуаций
· тренинговые игровые упражнения и задания
· анализ родителями и педагогами поведения ребенка
· обращение к опыту родителей
· использование информационно-коммуникативных технологий
Работа проводилась в течение двух лет. Предлагаемая технология позволяет интегрировать ряд педагогических технологий, таких как: игровые технологии, здоровье сберегающие технологии и личностно-ориентированные технологии, так как целью здоровье сберегающих технологий является сохранение, поддержка и обогащение здоровья детей, а личностно-ориентированные технологии подразумевают максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Данной технологией можно повысить мотивацию дошкольников в формировании познавательных способностей посредством использования игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. В формировании у детей познавательных способностей в работе использую занимательный игровой материал.
Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом.
Так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, то через нее они быстрее усваивают, что можно делать на дороге, а чего нельзя. Поэтому использование игр по изучению ПДД отражено даже в программах, по которым сейчас и осуществляется воспитательно-образовательный процесс в детских садах. При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
с элементами физических упражнений и спорта;
ролевые и ситуативные игры;
театрализованные и игры-драматизации;
дидактические;
с использованием макетов;
компьютерные;
интеллектуально-познавательные.
Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели. Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.
Любой человек является участником дорожного движения: кто-то в качестве пассажира, кто-то - водителя, а остальные являются пешеходами. Для того чтобы каждый из них знал, как ему действовать созданы правила дорожного движения. Дети знакомятся с ними во время проведения дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных, интерактивных игр по ПДД.
Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения. "Необходимо увеличение количества часов, посвященных основам безопасного поведения на улицах и дорогах в имеющихся учебных программах в школах и дошкольных учреждениях", — говорил А. В. Сироткин. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с Правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые». Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.
Программно -дидактический комплекс с кооперативными и соревновательными развивающими играми для интерактивных столов и панелей с функцией «Мультитач».
Подходит для занятий с детьми от 4 до 10 лет. Каждая игра решает свою педагогическую задачу.
В комплекс входят игры и упражнения по таким направлениям:
ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.
5 ИГР
Словарный запас
Кругозор
Зрительное внимание и память
Мышление
РАБОТА С ЭКРАНОМ.
7 ИГР
Навык работы с интерактивным оборудованием
Мелкая моторика
Глазомер
Безопасность (ПБ, ПДД)
ЗВУКИ И БУКВЫ.
5 ИГР
Гласные и согласные буквы
Запоминание образа букв
Выделение ударных гласных
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
5 ИГР
Развитие кругозора
Определение времени по часам
Изучение частей тела
Расширение словарного запаса
МАТЕМАТИКА.
3 ИГРЫ
Работа с двузначными числами
Сравнение чисел
Уравновешивание весов
ЧТЕНИЕ И РУССКИЙ ЯЗЫК.
9 ИГР
(звуковой состав слова,чтение слогов, слов и предложений, расстановка предлогов, работа с непроизносимыми согласными, составление предложений из слов, поиск слова в другом слове)
ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ЛОГИКА.
11 ИГР (поиск парных и неправильных элементов, логические ряды, повторение схемы по образцу, составление узора, сравнение картинок)
Создание интерактивной игры в PowerPoint (презентация, LearningApps - полностью бесплатный онлайн-сервис, с помощью которого можно самостоятельно создавать интерактивные упражнения с целью проверки и закрепления полученных знаний. Сайт: https://learningapps.org. Сервис предлагает на выбор 21 шаблон для разработки упражнений и игр.
Wordwall
Сайт: https://wordwall.net/ru. Wordwall - многофункциональный онлайн-инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Алгоритм работы примерно такой же, как в LearningApps. Однако качество шаблонов в Wordwall и функциональные возможности выше, а создавать упражнения там ещё проще.
Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников педагоги должны активно использовать творческие задания, ролевые и деловые игры, игры-имитации, игры-соревнования, наглядные видео- и аудио- материалы, метод практической ситуации, метод анализа и синтеза. Параллельно, педагогами ведётся работа с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.
На родительских собраниях, воспитатели вовлекали родителей в диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, круглый стол, мастер-классами, организуются акции, раздаются листовки, буклеты, оформляются родительские уголки. Таким образом, педагогами выстраивается система действий по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах посредством использования интерактивных технологий, а поэтапное использование интерактивных игр и упражнений, предложенных в перспективном плане, способствует достижению педагогом эффективных результатов.
Наглядный показ программ, создание интерактивной игры Wordwall в аудитории.
Используемая литература :
1. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева Е. Н., Лучшие игры для детей от 2 до 7 лет. / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, Е. Н. Яковлева. СПб., 2014г. -243с.
2. Кирьянова В. Н., Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма. / В. Н. Кирьянова. М. : Издательский дом третий Рим, 2013г. -56 с.
3. Селевко Г. В., Современные образовательные технологии. / Г. В. Селевко. М. : «Народное образование», 2014г. - 256 с.
4. Эльконин Л. Б., Психология игры. 2-е изд-е. / Л. Б. Эльконин М. : Туманит. Изд. центр Владос, 2013г. -269с.