Елена Борисовна Яскевич
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне. Минобрнауки включило преподавание финансовой грамотности в программу обучения детских садов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.
В июле 2021 года я успешно прошла курсы по обучению Финансовой грамотности в ДОУ. Для меня это новое направление в моей педагогической деятельности. Т. к. ранее моя тема по самообразованию была Формирование элементарных представлении у детей старшего дошкольного возраста посредством игр, то данная тема будет входить как подраздел по ФЭМП.
2021-2022 учебный год я планирую работать над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности. Изучение методической литературы данного направления.
Задачи:
1. Осуществить подбор и анализ литературы по теме самообразования, конкретизировать содержание понятий «финансовая грамотность», «экономическое воспитание».
2. Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.
Принципы организации дидактических и сюжетно-ролевых игр :
- отбор знаний, полученных на занятиях и в совместной деятельности в процессе обучения, для последующего отражения в играх;
- отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр; - организация коллективных игр.
- непосредственное участие в игре педагога, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
Знакомство с миром экономики и финансов логически выстраивается от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям : «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.
-уметь педагогу доступно донести детям понятие «Финансовая грамотность» - её цель и необходимость в дальнейшем.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы по самообразованию на 2021 – 2022 гг.
Формирование потребности в самообразовании (актуальность, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка цели и задач.
Подготовительный этап
Сентябрь-октябрь 2021 г.
Актуальность, цель, задачи, новизна, практическая значимость
Теоретическое изучение проблемы
Подготовка оборудования и материала
Оборудование, атрибуты к играм, картотека игр.
Основной этап
Практическая деятельность (применение знаний, навыков, умений на практике: применение (изготовление дополнительных) пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями).
Ноябрь 2021 – январь 2022 г.
-картотека игр и пособий.
- оформление выставки методических пособий.
-чтение художественной литературы.
-участие в вебинарах по финансовой грамотности в ДОУ.
Заключительный этап
Практическая деятельность
Февраль – май 2022г.
-проведение открытого занятия в «Школе экономики».
- конспект проведения игр.
- картотека игр и произведений по Финансовой грамотности
Подведение итогов самообразования
Май 2022 г.
Предоставление опыта работы по теме самообразования.
Литература по теме самообразования:
1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
2. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
3. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
4. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104 с.
5. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.