Татьяна неуймина
Формирование нравственных чувств через использование художественного слова в процессе речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование нравственных чувств через использование художественного слова в процессе речевого развития дошкольников».
Цели:
1. Формирование нравственных качеств, этических представлений, чувств, нравственных норм, привычек, нравственного поведения.
2. Соблюдение нравственных требований при обращении, приветствии и знакомстве.
«Учись доброму-
так и худое на ум не пойдет.»
народная мудрость.
Публикация «Формирование нравственных чувств через использование художественного слова в процессе речевого развития дошкольников» размещена в разделах
Нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому сегодня мы и говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. А осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. А направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – это создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях — человечности, закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности. Если бы ребенок не воспринимал ГАРМОНИЧНОГО ЕДИНСТВА окружающих вещей и явлений – цвета, звуков, запахов, состояний, движений как красоты, являющийся неисчерпаемым источником радости, полноты жизни, мир его был бы хмурым и неприветливым.
Надо помнить, что детское сердце в одинаковой мере чувствительно и к красоте природы и к музыке, и к народному слову.
И нельзя развивать речь ребенка, не совершенствуя, его восприятия мира, его чувств, не воспитывая его ум.
Так что такое нравственность?
Это те истоки, из которых человек выпивает однажды глоток живительной воды. И детям тоже надо дать этот глоток живительной свежести. Поэтому я и начинала свою работу с самого доступного - гимнастики, но гимнастики не простой, а речевой, которая воспитывала детей с улыбкой, шуткой, сказкой без принуждения, надрыва и несла детям уроки доброты, внимания, сочувствия, сопереживания.
Учились здороваться, учились прощаться,
Всем помогать, уступать и не драться.
А так же любить всех, жалеть, выручать;
Доброту не терять, злость к душе не пускать!
Каждый месяц дети встречали нового сказочного героя; решали его проблемы: спасали, помогали, «лечили», воспитывали, слышали обращенное к ним доброе мягкое слово, которое им также необходимо, как еда.
Вечным у человечества было стремление к добру, свету, щедрости. Именно поэтому, я стремилась преподнести практический материал эмоционально, используя для этого разнообразные методические средства: игры, стихи, песенки, загадки, сказочных героев.
Такая работа, я думаю, благоприятно повлияют на души детей. Ведь все мы вместе, по большому счету, работаем на становление личности. И чтобы вырастить самостоятельного, вежливого и культурного человека от всех нас, педагогов, от нашей совместной рабаты, зависит наш будущий духовный потенциал!
Календарно-тематический план.
Средняя группа
№ п/п месяцы Артикуляционные
гимнастики Социально-нравственный компонент гимнастик
1 Сентябрь «Сказки о Язычке» От улыбки станет всем светлей.
2 Октябрь «Веселый Язычок» Волшебные слова.
3 Ноябрь «Микки Маус» «Нет» - плохим словам!
4 Декабрь «Бельчонок Музик» Хорошие привычки.
5 Январь «Котята» Протяни другу лапку.
6 Февраль «Утенок» Если плачет кто- то рядом…
7 Март «Зайчонок» Зайке холодно зимой, лапки мерзнут ой, ой, ой…
8 Апрель «Галчонок» «Пятерка» - за трудолюбие!
9 Май «Лягушки» Лень бежит уже бегом…
Календарно-тематический план.
Старшая группа
№ п/п месяцы Артикуляционная
Гимнастика Социально-нравственный компонент гимнастик
1 Сентябрь «Леопольд и мыши» Хорошие, послушные и очень, очень дружные…
2 Октябрь «Лунтик» Во всякие истории он попадает, учится сам и других выручает!
3 Ноябрь «Коты» Работаем с улыбкой.
4 Декабрь «Карлсон» Не будь, как Карлсон, озорным!
5 Январь «Смешарики» Игрушки - не люди, но все понимают; и очень не любят, когда их ломают
6 Февраль «Заморская лиса» Правила хорошего тона
7 Март «Обезьянка-иностранка» Превратимся все в друзей!
8 Апрель «Дракоша» Играем вместе
9 Май «Игрушки» Будем крепко мы дружить, нашей дружбой дорожить!