Ирина Паршина
Формирование умение спорить у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье раскрываются направления работы с детьми старшего дошкольного возраста на формирование понятия спор. Авторы раскрывают на конкретных примерах основные стратегии спора – конфликтную и конструктивную модель спора. Дошкольники сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно определяют необходимые понятия, опираясь на свой жизненный опыт. Усвоение теоретического материала происходит с помощью создания зрительных образов - моделей в ходе установления ассоциативных связей, что объясняется преобладанием у дошкольников зрительной памяти, наглядно – образного мышления.
Публикация «Формирование умение спорить у старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Ключевые слова : культура спора, ссора, модель спора. вспомогательные средства.
«Сейчас как дам!» - как часто приходится слышать воспитателю эти слова от детей в течение дня. Не умение договариваться, мирно решать проблему, убеждать оппонента в своей правоте, опровергать его мнение, противостоять уловкам противника, формулировать вопросы, делать необходимые выводы, регулировать свое поведение – структурные составляющие любого спора. Как же научить детей спорить так, чтобы это не перерастало в драку?
Спор играет немаловажную роль в жизни ребенка. Очень многие дошкольники не умеют выслушать оппонента спокойно, не перебивая, хотя это одно из непременных и важных условий культуры спора. Вероятно, данный факт можно объяснить повышенной эмоциональностью дошкольников, их менталитетом, а также невысоким уровнем общей культуры. Обще доказано, что, с одной стороны, спор занимает значительное место в жизни ребенка, с другой - дошкольники имеют неточные представления о споре как речевом явлении, испытывают трудности при формулировании определений, обладают недостаточно сформированным умением конструктивно спорить. Итак, назрела объективная необходимость в обучении девочек и мальчиков конструктивному спору. Предлагаем вариант такой работы.
Под умением конструктивно спорить мы понимаем совокупность умений доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них, композиционно правильно выстраивать высказывание, соблюдать культуру речевого поведения, демонстрировать артикуляционные, дикционные, интонационные умения, а также использовать невербальные средства общения. Развитие умения конструктивно спорить включает формирование :
а) необходимых и достаточных сведений: спор, его отличие от ссоры.
б) основных умений : правильно определять предмет спора, осуществлять доказательство.
в) вспомогательных умений : развитие дикции, интонационной выразительности, внимания, мышления, особенно логического, умение слушать, определять настроение оппонента по невербальным средствам общения (мимике, жестам, положению тела). Система работы строилась с учетом возрастных особенностей детей, опыта и интересов старших дошкольников. Специфика предлагаемой системы, направленной на формирование у дошкольников умения вести конструктивный спор, заключается в следующем.
1) Дошкольники сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно определяют необходимые понятия, опираясь на свой жизненный опыт. Задача педагога – подвести ребенка к нужному выводу.
2) Усвоение теоретического материала происходит с помощью создания зрительных образов - моделей в ходе установления ассоциативных связей, что объясняется преобладанием у дошкольников зрительной памяти, наглядно – образного мышления.
Цель работы, направленной на формирование понятия спор,- показать дошкольникам стратегии спора (конфликтную и конструктивную, определить вместе с ними эффективную стратегию.
Последовательность работы по формированию понятия спор.
Игра в дошкольном возрасте занимает главную роль. С этой целью, при обучении детей спору нами были придуманы и апробированы на практике пособия в виде двух человечков, которые ведут спор между собой.
Образ – модель конфликтного спора. На схеме два условных человечка сталкиваются. (обращается внимание детей на мимику - злость, гнев, жесты – кулаки, потому что имеют разные точки зрения – «истины». На схеме «истина» каждого человечка отмечена буквой И. Цель таких человечков – не поиск истины, а утверждение собственных позиций любой ценой.
Примерная ситуация для детей: У меня есть друг Миша. Мы с ним очень дружим, скучаем друг без друга. Однажды мы не виделись три дня. Я очень соскучился. Вдруг вижу, он по улице идет. Я обрадовался, да как побегу за ним. Прыгнул прямо на него, да как крикну радостно в ухо: «Привет, друг!». А Миша на ногах не удержался, упал прямо в лужу. Встал и мне говорит: «Ты, что Псих?». Сам дурак! - кричу я. Так не здороваются! – кричит Мишка.
Воспитатель задает вопросы, раскрывающие суть конфликтного спора.
- Как можно назвать такой спор? (ссора).
- Во что может перейти спор? (в драку).
- Почему это может произойти? (спорщики не соблюдают культуру спора, поэтому запись «культура спора» расположена под ногами человечков).
- Как вы думаете, останутся ли друзьями люди, которые так ведут спор? (нет).
- Почему? (они неуважительно относятся друг к другу, обижают друг друга).
- Что может помочь людям достичь целей спора и сохранить хорошие отношения друг с другом? (культура спора).
Образ – модель конструктивного спора. На схеме условные человечки идут вместе (обращается внимание детей на мимику - лица добрые, жесты - человечки идут, взявшись за руки, потому что они во во- первых нашли истину (на схеме «общая» истина отмечена буквой И, во – вторых, остались друзьями. В этом им помогла «культура спора» (такая запись на схеме расположена сверху)
Примерная ситуация для детей. Однажды вечером мама - кошка зашла в комнату к котятам и спросила: - Дети, что вам приготовить на ужин: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне. Братья стали «договариваться». – Кашу! – Омлет! – Нет, кашу! – Нет, омлет! – Давай, предложил маленький котенок Пик, своему старшему брату Бою, сегодня кашу, а завтра омлет. – Давай, согласился Бой.
Воспитатель задает вопросы с целью лучшего осознания особенностей конструктивного спора : - Почему человечки остались друзьями? (они уважительно относятся друг к другу, никого не обижают. не кричат, не обзываются, т. е. соблюдают культуру спора).
- Достигли ли они цели спора? ( Да: они нашли истину).
- Почему? (Они соблюдали правила культуры спора).
При конструировании определения спора целесообразно последовательно помещать на доску его смысловые части. Детям дошкольного возраста важно объяснить, что является структурными составляющими спора – доказательство и опровержение. В этом нам помогли условные кирпичики с тезисами и рисунками к ним. Для конфликтного спора - «укусить», «толкнуть», «наступить на ногу», «кричать», «ущипнуть», «показать язык». «дернуть за ухо». Для конструктивного спора – «прости меня, пожалуйста», «извини меня, я вел себя глупо», «прости, я не хотел тебя обидеть». Выстраивая кирпичики доказательства и опровержения, дети в итоге приходят к выводу, что любой спор можно решить мирным путем.
Важным также является формирование у дошкольников вспомогательных умений – звуковых средств (тон голоса, интонация). С целью формирования и развития техники речи могут быть использованы упражнения, связанные с постановкой дыхания («Лесенка», «Колокол» - движением всей руки «ударяем в колокол» и слушаем звук: мммм. «Старт!»; гимнастикой языка «Шпага», «Лягушка»; гимнастикой губ (сначала надуем щеки - «обидимся», затем улыбнемся, одними губами не показывая зубов, вытянем губы трубочкой в виде «О», а затем в виде «У», повращаем ими в таком положении против часовой стрелке); на совершенствование интонационных умений детей (тише – громче, сильнее – слабее, быстрее – медленнее, мягче – жестче) на отработку произношения отдельных звуков и их сочетаний – чистоговорки, скороговорки. Наряду с формированием и развитием техники речи, необходимо осуществлять работу, направленную на развитие внимания («Что изменилось?». «Расколдуйте слово» - воспитатель произносит ряды слов. Дети внимательно слушают их, стараясь запомнить в том же порядке, в котором их произносили, затем вслух произносят только первые буквы - получается новое слово, например: снег, порт, облако, рис – СПОР, мышления («Собери слова» - в приведенных словах буквы переставлены местами: порс – спор, ссрао – ссора, тинаис – истина, таракуль – культура и т. д., «Найди лишнее», «Назови одним словом», «Волшебный мешочек».
Строить беседу, следует, используя интересные для детей игровые формы (путешествие на планету Спор, сказки – «Лиса и журавль», «Коза – Дереза», «Два жадных медвежонка», динамические паузы «Мы за руки возьмемся», «Мирилки», «Волшебная извинялочка», игровые приемы («Вопрос – ответ»,
«Причина – следствие», «Истина – ложь», соревнования команд - «Придумай сказку» с помощью кирпичиков придумать сказку).
Таким образом, обучение дошкольников конструктивному спору предполагает формирование : во – первых, необходимых и достаточных сведений о споре, во – вторых, основных и вспомогательных умений. Эффективность обучения конструктивному спору возможна при реализации всех этих составляющих.
Литература
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М. : Юнити, 2000. - 545 с.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 380 с.
Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. - М. : Академия, 2002. - 134 с.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 210 с.
Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2001. - 320 с.
Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. - М. : Тандем, 2000. - 316 с.
Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. - 1990. - №2. - С. 37-42.
11. Маврина И. В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. - М. : МГППУ, 2003. - 42 с.
Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - №4. - С. 29-33.
Панфилова М. Ф. Игротерапия общения. - М. : ТОО «ИнтелТех», 1995. - 115 с.
Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М. : Педагогика, 1988. - 130 с.
Смирнова Е. О., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С. 167-174.