Елена Демидова
Формирование навыков социализации у детей 5–6 лет через знакомство с трудом взрослых
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Теремок» комбинированного вида
План работы
экспериментальной площадки
«Формирование навыков социализации у детей 5-6 лет через знакомство с трудом взрослых»
Автор-составитель: воспитатель
Демидова Е. А.
Ардатов 2017г.
Пояснительная записка
Публикация «Формирование навыков социализации у детей 5–6 лет через знакомство с трудом взрослых» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность дошкольникам установить связь между результатом труда. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
У ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им.
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Цель: формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессиям различных сфер обслуживания населения, результатам их труда.
Задачи:
• Образовательные: расширять и углублять знания детей о профессиях, уточнить и закрепить у детей представление о труде и результатах труда изучаемых профессий.
• Развивающие: развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности, самостоятельность мышления; активизация словаря по изучаемой теме.
• Воспитательные: воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, желание делиться своими знаниями друг с другом, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, оказывать помощь
Методы реализации работы.
1. Словесные
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры
- подвижные игры;
- развлечения;
- наблюдения
2. Наглядные
- сбор иллюстраций, фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций;
- аудиовизуальная техника;
- пример взрослых.
2. Практические
- создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей;
- работа в тетрадях;
- моделирование ситуаций.
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний детей знания детей о профессиях : строитель, повар, фермер, ветеринар, водитель, парикмахер, программист, пожарный.
• Пополнение словарного запаса.
• Воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда.
• Повышение активности и заинтересованности родителей в жизни детского сада.
Учебно-тематическое планирование
№ Тема Содержание Количество часов
Октябрь
1 Просмотр мультфильма «Что делать или Куйгорож».
Беседа об увиденном. Познакомить с экранизацией старинной мокшанской сказки, в которой главным героем является удивительное существо – гибрид змеи и совы по имени Куйгорож. Старик со Старухой – знатные лентяи, которые мечтают о трудолюбивом помощнике. Однажды в их руки попадает яйцо с Куйгорожем, и бездельники начинают новую жизнь…
Режиссер: Сергей Меринов
1
2 Знакомство с тетрадью и с ее главными героями. Познакомить с рабочими тетрадями и с ее героями; с мордовскими понятиями дед (атя) и баба (баба) и главным героем Куйгорож. 1
3 Профессия «Строитель» Расширять представления детей о профессиях строителей. Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей.
Активизировать внимание и память;
воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
1
4 Работа в тетрадях Познакомить с известными новостройками Саранска. Закрепить знания о строительных специальностях. Развивать творчество и мелкую моторику детей. 1
Ноябрь
5 Экскурсия на стройку Знакомство детей со строительными профессиями;
- знакомство с содержанием труда рабочих;
- наблюдение за работой строительной спецтехники;
- наблюдение за процессом строительства дома;
- помощь в формировании вывода о пользе работы строителей для людей;
- формирование знаний об опасностях на строительных работах. 1
6 Профессия «Повар» Расширять знания и представления детей о профессии повара. Учить детей видеть значимость профессии повара. Через практическую деятельность закрепить знания детей о предметах, инструментах, которые необходимы людям данной профессии. Продолжать развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Развивать уважение и интерес к труду взрослых, а именно к профессии повара.
1
7 Работа в тетради Закрепить знания в чем заключается работа повара; какими навыками и умениями он должен обладать; какие инструменты и приспособления нужны для приготовления еды. Развивать мелкую моторику и словарный запас детей.
1
8 Экскурсия на кухню Продолжать формировать знания и закрепить представления детей о назначении кухни в детском саду;
- развивать познавательную активность;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
1
Декабрь
9 Профессия «Фермер» Формировать представления о сельскохозяйственных профессиях, познакомить с профессией фермера; систематизировать представления детей о домашних животных; расширять словарный запас детей, познакомить с отраслями животноводства. 1
10 Экскурсия на ферму Расширить и уточнить знания детей о труде животноводов. Подвести дошкольников к пониманию важности и необходимости труда доярки. Рассказать как он интересен, полезен и почетен. Познакомить с особенностями ухода за коровами (кормить, содержать в тепле, поддерживать чистоту коровника); вызвать интерес по уходу за коровами. Показать машины облегчающие труд людей. Воспитывать уважение к труду животноводов. Создать атмосферу радости и дружелюбия, доставляя детям и родителям удовольствие от совместной двигательной деятельности. 1
11 Работа в тетради Систематизировать знания детей о домашних животных и их детёнышах. Продолжать развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
Игра на внимание «Найди 10 отличий» 1
Январь
12 Профессия «Ветеринар» Дать представление об особенностях профессии ветеринарного врача,вызвать у детей интерес к данной профессии;
Расширять знания о правилах обращения с домашними животными;
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к животным.
1
13 Работа в тетради Закреплять знания о работе ветеринара; о животных и их детенышей. Развивать творчество и мелкую моторику детей. 1
14 Экскурсия в ветеринарную больницу. Расширять представления детей о профессиях; обогащать знания о деятельности медицинского персонала, который занимается лечением домашних и диких питомцев.
Расширять знания воспитанников о домашних и диких животных их повадках, знакомство детей со средствами необходимыми для содержания и ухода за животными: корма, витамины, лекарства, и др. ; формирование у детей бережного отношения к животным.
Обогатить знания детей о домашних животных; их повадках; правилах ухода за ними;
1
Февраль
15 Профессия «Водитель» Создать у детей целостное представление о труде шофера, о помощи, которую машины оказывают людям. Воспитывать уважение к людям данной профессии, желание подражать.
1
16 Работа в тетради Игра «Найди водитель свой транспорт».
Знакомство с видами транспорта. Развивать внимание,фантазию и творчество детей. 1
17 Правила дорожного движения Продолжать знакомить с элементами дороги;
- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
- Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
1
18 Профессия «Парикмахер» Познакомить детей с профессией «парикмахер», воспитывать опрятность, желание ухаживать за своими волосами.
1
Март
19 Работа в тетради Закреплять знания о работе парикмахера.
1
20 Экскурсия в парикмахерскую Продолжать знакомить с профессиями ; познакомить с содержанием
труда парикмахера, продолжать знакомить детей с инструментами, которыми пользуется парикмахер (зеркало, расчески, бигуди, ножницы, фен, электрическая машинка для стрижки, заколки и тд). Помочь детям сделать
выводы о пользе работы парикмахера.
21 Профессия «Программист» Расширение представлений о профессии «программист»; уточнение, расширение и активизация словаря по теме; развивать связную речь.
1
22 Работа в тетради Закреплять знания о работе программиста; развивать внимание и мелкую моторику детей 1
Апрель
23 Профессия «Пожарный» Знакомство с трудом пожарного, диспетчера;
знакомство детей с основными источниками возникновения пожара и способами безопасного поведения при возникновении пожара.
Обогатить и активизировать словарный запас детей (пожарный, диспетчер, пожарная машина, пожарный рукав, насос, цистерна, пожарная лестница, огнетушитель, противогаз).
Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых, к профессии пожарный.
Воспитывать желание соблюдать правила пожарной безопасности.
Воспитывать внимательность к окружающим людям, умение сопереживать, вовремя оказать необходимую помощь.
1
24 Работа в тетради Игра «Помоги найти пожарному предметы для тушения пожара», «Лабиринт».
Закрепить знания о номерах 01 и 112; о геометрических фигурах. Развивать внимание и мелкую моторику детей. 1
25 Экскурсия в пожарную часть Формирование интереса к профессии «пожарный». Знакомство с трудом взрослых : пожарного, диспетчера.
Развитие наблюдательности, интереса к труду пожарных, орудиям их труда, спецодежде, специальным транспортным средствам.
Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах.
1
26 Повторение Закрепить знания детей о работе людей разных профессий. 1
Май
27 Профессии родителей Сформировать представления о труде людей.
Учить выделять и называть характерные признаки профессий.
Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии».
Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
1
28 Профессиональное древо Вместе с родителями составить генеалогическое профессиональное древо семьи. 1
29 Новое дело Куйгорожа Развивать фантазию, творческое воображение и творческие способности детей. 1
30 Раскрась Куйгорожа Закреплять знания о профессиях и творческие способности детей. 1