Получи документы

Формирование навыков самообслуживания как средства самопознания детей младшего дошкольного возраста

Ирина Аюпова
Формирование навыков самообслуживания как средства самопознания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие, специфика навыков самообслуживания детей

младшего дошкольного возраста

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение личных потребностей у маленьких детей связан с процессом одевания, раздевания, приёма пищи и с соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т. п.)

Публикация «Формирование навыков самообслуживания как средства самопознания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Организация самообслуживания и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства и взаимодействия с семьей. Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельность, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то они легче адаптируются в современном обществе. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

Основным видом труда ребенка является самообслуживание. Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствиях[1,с. 159]

Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. По данной теме посвящены труды Н. М. Аксариной, Л. Н. Галигузовой, Л. Н. Павловой, В. Г. Нечаевой и др. Л. Н. Павлова рекомендует педагогам систематически и планомерно в ходе режимных моментов прививать культурно – гигиенические навыки малышам, развивать самостоятельность, предоставлять возможность детям посильно участвовать в самообслуживании [5, с. 130].

Труд по самообслуживанию имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов. Содержание труда по самообслуживанию для детей младшего дошкольного возраста - это умывание, раздевание, одевание, складывание вещей, уборка в шкафчиках, уборка игрушек. Чтобы дети могли принять участие в этих процессах, они должны освоить определенные действия и их последовательность.

Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Взрослый показывает одному-двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь, — чисто и аккуратно», — говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, потом смачивает их водой, намыливает, трёт их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все действия в той же последовательности. При этом педагогам и родителям желательно создать у детей хорошее настроение, используя стихотворения, потешки, песенки.

Взрослым следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребёнок завернул рукава, сухо ли вытер руки, не забыл ли отнести сушиться мокрые вещи и т. п.). Для этого они используют самые разные методические приёмы, в частности, рассказы о трудных для некоторых детей житейских ситуациях. Например: «Вы, дорогие мои ребятишки, молодцы! Всё -то вы умеете делать: и колготы надеваете правильно, и туфельки у вас застёгнуты, и личики чистенькие, и рукавчики сухие. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах[1,с. 161]. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Некоторые дети, придя в первую младшую группу, уже имеют навыки самообслуживания. Это значительно облегчает работу воспитателя. Конечно, и этим детям нужна помощь взрослых, контроль, напоминание. Их воспитатели ставят в пример: «Посмотрите, как Ваня хорошо умывается и вытирается». Другие дети стараются подражать ему.

Культурно – гигиенические навыки формируются у детей в процессе питания : умение аккуратно, самостоятельно есть, правильно держать ложку и т. д. Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи[1,с. 161].

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить). Современное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируются привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только помогать и поддерживать его.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков самообслуживания как средства самопознания детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 08:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков самообслуживания как средства самопознания детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Аюпова (УИ 271881) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД