Наталья Лыжина
«Формирование навыков фонематического анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте у дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование навыков фонематического анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте у дошкольников с ЗПР»
Данный проект посвящен образованию детей, имеющих задержку психического развития. В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим, одной из актуальных проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекции у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Публикация «„Формирование навыков фонематического анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте у дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений.
1. Актуальность.
У детей с 3ПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислексии и дисграфии). По данным В. А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова, нарушения письменной речи у этих детей наблюдаются чаще, чем нарушения звукопроизношения. Нарушения фонематического развития у детей с 3ПР проявляются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза. Нарушения звукового анализа и синтеза у этих детей оказались очень стойкими. По данным Е. В. Мальцевой, они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма. Особенно большую трудность представляет определение количества, последовательности звуков, установление позиционных соотношений звуков в слове. На формирование фонематического анализа отрицательное влияние оказали и трудности слуховой дифференциации звуков.
Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.
Учитывая значимость достаточного уровня развития процессов звукового анализа и синтеза для успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, следует считать проблему формирования навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР актуальной.
2. Теоретическое обоснование проекта
Интерес специалистов к задержке психического развития (ЗПР) вызван широкой распространённостью данной категории детей, разнообразием проявлений задержанного психического развития и различными подходами к диагностике данного нарушения.
Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР освещалась в исследованиях многих авторов (Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, М. Г. Рейдибойма, У. В. Ульенковой, Н. А. Цыпиной, С. Г. Шевченко и других). В своих работах они указывали на сложность и разнообразие картины дефекта у данной категории детей. Большая часть данных исследований касается детей школьного возраста, поскольку зачастую именно в процессе школьного обучения у них обнаруживается недостаточная сформированность как высших психических функций, так и речевой системы в целом. Однако такие авторы как Н. Ю. Борякова, Р. И. Лалаева, И. Ф. Марковская, У. В. Ульенкова и др. отмечают неспособность детей с ЗПР (без специального обучения) усвоить даже программу детского сада.
Дети с ЗПР отстают в развитии как импрессивной, так и экспрессивной речи. У них оказывается нарушенным восприятие тонких оттенков речи, речевых звуков, зачастую они не различают смысл отдельных слов. Кроме того, многие авторы (Н. Ю. Борякова, Р. И. Лалаева, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.) отмечают у детей с ЗПР нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматического строя речи, наличие ошибочных грамматических стереотипов, аграмматизмов, снижение речевой активности. Это, в свою очередь, приводит к нарушению формирования языкового анализа и синтеза, а, следовательно, и к нарушениям письменной речи, что затрудняет в последующем усвоение родного языка.
Несформированность навыков фонематического анализа и синтеза, затрудняющее овладение письменной речью, достаточно стойкое и преодолевается с трудом. В силу того, что, навыки фонематического анализа и синтеза формируются поэтапно в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения ребёнком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям в его коррекции в школе. Эффективность же коррекционно-развивающего процесса зависит, прежде всего, от своевременного его начала.
Из вышесказанного следует, что вопрос формирования навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ЗПР является чрезвычайно значимым и актуальным.
3. Цель проекта
Определить эффективные пути и приемы формирования навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР.
4. Задачи проекта
1) изучить и проанализировать теоретический и методический аспекты проблемы исследования формирования навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с задержкой психического развития на основе психолого-педагогических и логопедических данных;
2) исследовать состояние навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР, сравнить результаты первичного и итогового обследования, сделать вывод о динамике развития данной функции;
3) систематизировать комплекс упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР;
4) распространить опыт – предложить комплекс упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза учителям–логопедам и воспитателям логопедических групп для использования на логопедических занятиях по обучению грамоте.
5. Основополагающие принципы коррекции нарушений речи:
Коррекционная система, представленная в данном проекте, основана на современных теоретических положениях и принципах:
- принцип тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов
- принцип взаимосвязи развития речи и моторики;
- принцип постепенного перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально- логическому мышлению (постепенный переход от конкретного к абстрактному, формирование процесса генерализации);
- принцип учета поэтапности формирования речевых умений;
- принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития по Л. С. Выготскому);
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного и системного подхода;
- принцип научности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип учета ведущей деятельности;
- принцип связи речи с другими сторонами психической деятельности;
- принцип анализа речевых нарушений;
- принцип наглядности и доступности;
- принцип концентризма;
- принцип сознательности и активности;
- принцип обходного пути;
- принцип рефлексии.
6. Исследователи, работавшие по проблеме нарушений речи и их коррекции у детей с ЗПР:
Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Е. А. Логинова, А. Н. Корнев, Н. А. Цыпина, Р. Д. Тригер, В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Р. Е. Левина, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, В. В. Лебединский, З. Тржесоглава, У. В. Ульенкова, Н. Ю. Борякова, С. Г. Шевченко, Г. И. Жаренкова, А. Д. Кошелева, Г. Н. Рахмакова, И. А. Смирнова, И. А. Симонова.
7. Объект: процесс формирования навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР.
8. Предмет: система коррекционно-логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР.
9. Проблема: поиск наиболее эффективных путей и приемов формирования навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР.
10. Гипотеза
Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая в себя комплекс упражнений по формированию навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР, направлена на качественное овладение навыками чтения и письма, предупреждению дислексии, дисграфии и дизорфографии, а также развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования у дошкольников с ЗПР.
11. Ожидаемый результат
Умение ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги Умение правильно определять правую -левую руку (сторону, верх-низ, верхние -нижние углы на листе бумаги, определять и трансформировать условными обозначениями звуковую модель слова слева- направо.
Умение правильно различать временные понятия Различение понятий раньше- позже, первый- последний, перед- за, предыдущий –последующий (различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков).
Формирование представлений о звуках, их обозначение условными сигналами
1. Уточнение артикуляции звуков (определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а затем на основе кинестетических ощущений);
2. Обозначение звуков условными цветными кружками (гласные- красным кружком, согласные твердые –синим, согласные мягкие –зеленым).
Соотнесение звуков с буквами Правильно соотносить звук с буквенным обозначением.
Успешное овладение навыками фонематического анализа и синтеза слов 1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова;
2. Выделение первого и последнего звука в слове:
-выделение первого ударного гласного звука из слова;
-выделение начального безударного гласного звука из слова;
-определение конечного согласного в слове;
-определение первого согласного в слове;
-определение места звука в слове (начало, конец, середина);
3. Определение количества, последовательности звуков в слове.
Успешное овладение навыками деления слов на слоги
Усвоение основного правила слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных.
-Выделение гласных звуков из слова;
-дифференциация гласных - согласных звуков.
Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования Успешное выполнение заданий, связанных с анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием
Прогноз дальнейшего развития проекта
После завершения проекта планируется продолжение работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Реализация проекта отразится на усвоении программы по разделу «Обучение грамоте», усвоении навыков чтения и письма, профилактике дисграфии, дислалии, дизорфографии, совершенствовании качеств чтения: правильности, осознанности, выразительности, беглости при дальнейшем школьном обучении.
Будут развиваться и совершенствоваться в дальнейшем обучении мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.