Приложение МААМ

Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи

Елена Кокорина
Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи»

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно». (Л. С. Выготский)

Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте.

Публикация «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение грамоте это - ответственный период в жизни ребенка. И необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звукового анализа слова.

Я занимаюсь с детьми по дополнительной общеразвивающей программе по подготовке к чтению и письму (на основе пособия Цукановой, Бетц «Я учусь говорить и читать», где уделяю этому вопросу большое значение.

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Таким образом, навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

Важно запомнить детям, что звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и читаем.

Обучение детей звуковому анализу предполагает следующие этапы:

1этап выделение звука из слов : Слова произносятся протяжно – выделяется звук [р] из слов : гррруша, горррох, огурррец, петух (в каком слове нет заданного звука)

На втором этапе учимся определять место звука в слове : 1 — начало слова, середина слова, конец слова. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука.

Представление слова в виде модели Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, под которой ряд клеточек. Количество клеточек соответствует количестве звуков в слове.

На третьем этапе Знакомство с гласными звуками. Вводятся фишки для выполнения звукового анализа : красные фишки обозначают гласные звуки

Звуки, при образовании которых, воздух проходит свободно (ему ничто «не мешает» -ни губы, ни зубы, ни язык) называются гласными. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах.

Звуковой анализ слова ЛУК. Определяя гласный звук, выкладывают красную фишку. Дети узнают, что в русском языке 6 гласных звуков [а] [о] [э] [и] [ы]. Дети с помощью педагога «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли им что- либо во рту их произношению.

Знакомство с согласными звуками (твердыми и мягкими)

Твердый согласный звук обозначается синей фишкой. Мягкий согласный звук обозначается зеленой фишкой. Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными.

Звуковой анализ слова ЛУНА Сколько звуков в слове ЛУНА? 4 Как вы узнали? Четыре клеточки под картинкой. Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. Когда мы его произносим, нам мешается язык. Л-твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой.

Ознакомление с мягкими согласными звуками. Звуковой анализ слова ЛИСА. Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. ЛЛЛИСА Звук ЛЬ- «большой или маленький братец»? Маленький. Звук ЛЬ- мягкий согласный звук, его обозначаем зеленой фишкой. Далее слово анализируется по аналогии.

Закрепление навыка звукового анализа слов

Игровые упражнения. Подбери схемы к картинкам

Выполните звуковой анализ слова ЖУК.

Измените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ.

Выполните звуковой анализ слова МЫШКА.

Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА.

Проверь себя

Подбери слова к схемам. Овощи, фрукты

Далее предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов).

Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать.

С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение, они делают для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания!

Литература

1. Цуканова С. П, Бетц Л. Л «Учим ребёнка говорить и читать».-М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010

2. Е. В. Колесникова. Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» Москва. «Ювента» 2009г.

3. Журнал «Логопед»

4. Эльконин Б. Методика обучения чтению. – Москва: Просвещение, 1999.

Информационные источники :

Цуканова С. П, Бетц Л. Л «Учим ребёнка говорить».-М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008 - Режим доступа: https://yandex.ru/clck/jsredir

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Пособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза словПособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 00:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кокорина (УИ 369425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД