Башкирова Галина Викторовна
Формирование национальной культуры детей дошкольного возраста через мордовские игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование национальной культуры детей дошкольного возраста через мордовские игры».
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. Образование, начиная с дошкольного должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Публикация «Формирование национальной культуры детей дошкольного возраста через мордовские игры» размещена в разделах
Необходимость приобщения детей с самого раннего возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью. Сегодня наше общество имеет успехи в воспитании достойного поколения, во многом благодаря донесённым до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры.
Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
Большую роль в жизни мордовской деревни играли народные подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны, поскольку отражали формы общественных отношений и хозяйственной деятельности.
Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка. Весенне-летние и осенние игры проходили в основном на свежем воздухе. Дети всегда с большим удовольствием ждали наступления тепла. «Крестьянские дети, - отмечал Покровский, - только тем и живы, только тем и поддерживают свое здоровье, что беспрепятственно живут и играют на воздухе». Ребенок играет с колыбели. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия взрослых. Игры детей младшего возраста сопровождались потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получали первоначальное физическое развитие: учились садиться, вставать, ходить, бегать.
Надо отметить, что многие игры возникли в недрах мордовских обрядов и праздников, в которых активное участие принимали дети. Дети часто участвовали в семейных обрядах. В ритуальном смысле ребенок считался существом чистым, обладающим магической силой. Поэтому и другие дети были обязательными участниками многих церемоний
Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются навыки общения.
Литература:
1. Бабунова Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. // Сиб. пед. журн. — 2009. — № 4. — С. 212–220.
2. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105–107.
3. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.
4. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 2008. — № 2.
5. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89.