Папки-передвижки

Формирование музыкально-художественных способностей детей средствами активного слушания музыки у старших дошкольников

Анна Горбунова
Формирование музыкально-художественных способностей детей средствами активного слушания музыки у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Сформировать музыкально-художественные способностей у детей средствами активного слушания музыки на музыкальных занятиях.

Задачи:

- развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность, с помощью различных видов музыкальной деятельности с учетом возможностей каждого ребенка;

Публикация «Формирование музыкально-художественных способностей детей средствами активного слушания музыки у старших дошкольников» размещена в разделах

- развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки и т. д.);

- расширять знания детей о музыке;

- вызвать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начало вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;

- побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словестной, поддерживать проявления оценочного отношения.

Актуальность:

Музыкальное развитие дает детям эмоционально-положительную установку к занятиям музыкой, музыкальные впечатления, обогащая их внутренний мир, чувства, формирует нравственные качества, воспитывает доброжелательные отношения в процессе различных видов музыкальной деятельности : радоваться успеху других детей.

Поставленные задачи едины для всех возрастных групп. Но возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны. Поэтому нужно добиваться их решения с учетом уровня развития детей.

Теоретическая база опыта:

Для успешного решения задач по музыкальному воспитанию, а конкретно по разделу активное слушание музыки, я опираюсь на теоретические разработки и практику известных ученых, педагогов: программа воспитания и обучения М. А. Васильевой «От рождения до школы» ; программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Использую рекомендации Новиковой Г. П. «Музыкальное воспитание дошкольников (пособие для практических учреждений) журналы «Музыкальный руководитель», «Воспитатель», «Музыкальная палитра»

Конспекты музыкальных занятий и развлечений по циклам «Времена года», «Музыка-язык наших чувств», «Как к нам музыка пришла».

Новизна опыта:

Данный теоретический и практический опыт был переработан в соответствии с ФГОС и представлен для педагогов края на региональной методической школе в 2016г. «Организация деятельности современного образовательного учреждения, реализующего ФГОС дошкольного образования».

Ведущая педагогическая идея:

Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение дошкольников к активному слушанию музыки и умению перевести музыку на язык другого вида искусств (изобразительное творчество).

Технология опыта:

Процесс обучения на музыкальных занятиях направлен на обогащение и пополнение музыкального опыта воспитанников, а также на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. В основу работы положена методика действия, т. е. активной музыкальной деятельности детей в процессе слушания и исполнения музыки.

Методы и приёмы активного слушания :

- Иллюстрирование музыкального произведения

- Метод «пластическое интонирование»

- Инструментальное музицирование

- Вокализация мелодии

- Метод «синквейн»

Иллюстрирование музыкального произведения

(перевод музыки на язык другого вида искусств)

После прослушивания и анализа музыки «перевести» его на язык красок и линий. Передать в рисунке динамические нюансы, тембры инструментов.

- Создаётся план рисунка, обсуждаются краски будущей картины.

- На следующем занятии воспитанники рассматривают иллюстрации и обсуждают «созвучие» музыки и красок, их выразительность. Каждая картина несёт в себе отпечаток личности, оригинальности ребёнка.

- К концу учебного года дети могут красками определять характер музыки.

Метод «пластического интонирования»

«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте.

Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.

-Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;

-Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;

-Кульминационные точки - руки вытянуты над головой и т. д.

“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “ проживания ” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность педагога найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств, но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог должен побуждать детей воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.

На своих занятиях я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает детям ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

.Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает педагогу увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Инструментальное музицирование

Подобрать соответствующие музыке шумовые инструменты и украсить звучащее музыкальное произведение.

Пропевание мелодии со словами или мелодекламация

На мелодию накладываются слова, чаще придуманные детьми, пропеваются детьми, как по одному, так и вместе.

Приём «синквейна»

(в переводе с французского «пять строк»)

1 строка – заголовок.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства.

5 строка – вывод, одним словом или фразой.

Синквейн использую как индивидуальное задание и для работы в парах. Освоение всех шагов может быть постепенным. Обычно применяю на стадии рефлексии.

Данные методы и приёмы позволяют создавать урок для детей, чтобы он воспринимался ими как урок искусства. Позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность, сохранять здоровье.

Результативность опыта

Работая систематически по данным методам, результативность работы отмечена на начало учебного года и конец учебного года:

Наименование проводимой работы Начало учебного года Конец учебного года

Иллюстрирование музыкального произведения Только сюжетное иллюстрирование – 50%

Красочное иллюстрирование – 15% Красочное иллюстрирование – 15 %

Умение выразить цветом эмоциональный фон музыки – 80%

Пластическое интонирование Движение руки, соответствующее характеру музыки – 10%

Движения руки и музыки не совпадают- 60% Показ рукой характера произведения, особенности развития – 95%

Пропевание мелодии Мелодия совпадает со словами – 30%

Мелодия не совпадает со словами, характером- 60% Мелодия совпадает со словами, характером- 95%

Инструментальное музицирование Ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 15%

Не ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 65% Ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 95%

Не ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 5%

Адресная направленность

Этот опыт рекомендовано использовать:

• начинающим музыкальным руководителям;

• опытным педагогам

Область применения для детей старших возрастных групп дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни ДОУ.

Список литературы

1. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей : В 2 ч. – М., 1997.

2. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды : В 2 т. – М., 1985.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

5. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.

7. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

9. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.

10. Петрушин В. И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. – М., 1997.

11. Назайкинский Е. В. О психологии восприятия музыки. – М., 1972.

12. Радынова О. П. Слушаем музыку – М., 1990. 15. Мартынов И. И. Золтан Кодай: Монография. – М. ,1983.

13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

14. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М., 1976.

15. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой., М.

Публикации по теме:

Презентация «Как разговаривать с ребенком? Приемы активного слушания» Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании дошкольников, младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование музыкально-художественных способностей детей средствами активного слушания музыки у старших дошкольников
Опубликовано: 16 мая 2021 в 18:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование музыкально-художественных способностей детей средствами активного слушания музыки у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Горбунова (УИ 545048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД