Анна Горбунова
Формирование музыкально-художественных способностей детей средствами активного слушания музыки у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Сформировать музыкально-художественные способностей у детей средствами активного слушания музыки на музыкальных занятиях.
Задачи:
- развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность, с помощью различных видов музыкальной деятельности с учетом возможностей каждого ребенка;
Публикация «Формирование музыкально-художественных способностей детей средствами активного слушания музыки у старших дошкольников» размещена в разделах
- развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки и т. д.);
- расширять знания детей о музыке;
- вызвать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начало вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;
- побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словестной, поддерживать проявления оценочного отношения.
Актуальность:
Музыкальное развитие дает детям эмоционально-положительную установку к занятиям музыкой, музыкальные впечатления, обогащая их внутренний мир, чувства, формирует нравственные качества, воспитывает доброжелательные отношения в процессе различных видов музыкальной деятельности : радоваться успеху других детей.
Поставленные задачи едины для всех возрастных групп. Но возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны. Поэтому нужно добиваться их решения с учетом уровня развития детей.
Теоретическая база опыта:
Для успешного решения задач по музыкальному воспитанию, а конкретно по разделу активное слушание музыки, я опираюсь на теоретические разработки и практику известных ученых, педагогов: программа воспитания и обучения М. А. Васильевой «От рождения до школы» ; программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Использую рекомендации Новиковой Г. П. «Музыкальное воспитание дошкольников (пособие для практических учреждений) журналы «Музыкальный руководитель», «Воспитатель», «Музыкальная палитра»
Конспекты музыкальных занятий и развлечений по циклам «Времена года», «Музыка-язык наших чувств», «Как к нам музыка пришла».
Новизна опыта:
Данный теоретический и практический опыт был переработан в соответствии с ФГОС и представлен для педагогов края на региональной методической школе в 2016г. «Организация деятельности современного образовательного учреждения, реализующего ФГОС дошкольного образования».
Ведущая педагогическая идея:
Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение дошкольников к активному слушанию музыки и умению перевести музыку на язык другого вида искусств (изобразительное творчество).
Технология опыта:
Процесс обучения на музыкальных занятиях направлен на обогащение и пополнение музыкального опыта воспитанников, а также на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. В основу работы положена методика действия, т. е. активной музыкальной деятельности детей в процессе слушания и исполнения музыки.
Методы и приёмы активного слушания :
- Иллюстрирование музыкального произведения
- Метод «пластическое интонирование»
- Инструментальное музицирование
- Вокализация мелодии
- Метод «синквейн»
Иллюстрирование музыкального произведения
(перевод музыки на язык другого вида искусств)
После прослушивания и анализа музыки «перевести» его на язык красок и линий. Передать в рисунке динамические нюансы, тембры инструментов.
- Создаётся план рисунка, обсуждаются краски будущей картины.
- На следующем занятии воспитанники рассматривают иллюстрации и обсуждают «созвучие» музыки и красок, их выразительность. Каждая картина несёт в себе отпечаток личности, оригинальности ребёнка.
- К концу учебного года дети могут красками определять характер музыки.
Метод «пластического интонирования»
«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте.
Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.
-Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
-Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
-Кульминационные точки - руки вытянуты над головой и т. д.
“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “ проживания ” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность педагога найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.
Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств, но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог должен побуждать детей воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.
На своих занятиях я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает детям ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
.Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает педагогу увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
Инструментальное музицирование
Подобрать соответствующие музыке шумовые инструменты и украсить звучащее музыкальное произведение.
Пропевание мелодии со словами или мелодекламация
На мелодию накладываются слова, чаще придуманные детьми, пропеваются детьми, как по одному, так и вместе.
Приём «синквейна»
(в переводе с французского «пять строк»)
1 строка – заголовок.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства.
5 строка – вывод, одним словом или фразой.
Синквейн использую как индивидуальное задание и для работы в парах. Освоение всех шагов может быть постепенным. Обычно применяю на стадии рефлексии.
Данные методы и приёмы позволяют создавать урок для детей, чтобы он воспринимался ими как урок искусства. Позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность, сохранять здоровье.
Результативность опыта
Работая систематически по данным методам, результативность работы отмечена на начало учебного года и конец учебного года:
Наименование проводимой работы Начало учебного года Конец учебного года
Иллюстрирование музыкального произведения Только сюжетное иллюстрирование – 50%
Красочное иллюстрирование – 15% Красочное иллюстрирование – 15 %
Умение выразить цветом эмоциональный фон музыки – 80%
Пластическое интонирование Движение руки, соответствующее характеру музыки – 10%
Движения руки и музыки не совпадают- 60% Показ рукой характера произведения, особенности развития – 95%
Пропевание мелодии Мелодия совпадает со словами – 30%
Мелодия не совпадает со словами, характером- 60% Мелодия совпадает со словами, характером- 95%
Инструментальное музицирование Ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 15%
Не ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 65% Ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 95%
Не ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 5%
Адресная направленность
Этот опыт рекомендовано использовать:
• начинающим музыкальным руководителям;
• опытным педагогам
Область применения для детей старших возрастных групп дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни ДОУ.
Список литературы
1. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей : В 2 ч. – М., 1997.
2. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды : В 2 т. – М., 1985.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
5. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
6. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
7. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
9. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
10. Петрушин В. И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. – М., 1997.
11. Назайкинский Е. В. О психологии восприятия музыки. – М., 1972.
12. Радынова О. П. Слушаем музыку – М., 1990. 15. Мартынов И. И. Золтан Кодай: Монография. – М. ,1983.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
14. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М., 1976.
15. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
16. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой., М.