Архипенко Екатерина Павловна
Формирование личности дошкольника средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всей жизни каждый человек, как личность, является продуктом воспитания и формирования на его жизненном пути. Наука психология и педагогика в разрезе общего и узкого изучения к вопросу формирования личности подходит с позиции знаний теоретического аспекта, методологических подходов, научных исследований, результатов экспериментов. Если рассматривать непосредственно формирование личности дошкольника, то здесь важное педагогические значение в развитии ребенка имеет воспитание и сами этапы формирования его как личности.
Публикация «Формирование личности дошкольника средствами музыки» размещена в разделах
В формировании личности дошкольника неотъемлемую и достаточно главную роль помимо родителей занимают воспитатели и педагоги, при помощи которых каждый ребенок может получить необходимые знания и умения, которые пригодятся ему в настоящем и будущем. И как следствие в формирование целостной личности ребенка важную роль играет правильно организованный учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении и непосредственное воспитание ребенка в семье. К примеру, А. И. Щербаков подчеркивает, что успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации.
В дошкольном возрасте гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты, эстетического отношения к искусству является необходимым условием формирования целостной личности ребенка. Огромно и влияние музыки на формирование эмоциональной сферы личности ребенка. Музыка радует, создает бодрое на-строение, заставляет грустить, переживать, развивает чувство красоты, направляет на добрые дела, следовательно, формирует прекрасное. «Прекрасное, побуждает доброе», - говорит композитор Д. Б. Кабалевский, а значит значение музыки велико. В нашем случае в учебно-воспитательном процессе для формирования личности ребенка важную роль играет музыка и музыкальное воспитание. Музыкальное занятие несет в себе возможность формирования у детей таких сложных чувств и отношений, как любовь к Родине, к родному городу, к природе, уважение к старшим и другое. Музыкальное воспитание включает в себя музыкальное развитие, и как положительный результат всего – это формирование личности ребенка средствами музыки в процессе активной музыкальной деятельности.
Процесс активной музыкальной деятельности зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса педагога по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, который основывается на знании и применении современного уровня развития теории и методики музыкального воспитания; умении правильно выбирать наиболее рациональные и эффективные методы работы; умении направлять работу всего педагогического коллектива на выполнение поставленных целей и задач; поиск творческих форм и методов музыкального воспитания; внедрения передовых и инновационных достижений науки и практики в области искусства; создание оптимальных и качественных условий для работы в содержании музыкального воспитания; обеспечение современным оснащением на занятиях с целью получения положительной динамики в формировании личности дошкольника средствами музыки на современном этапе обучения. Эффективность музыкального воспитания зависит от педагогического опыта, который включает наличие совокупности практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе учебно-воспитательной работы по музыке.
Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя это умение сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (в свою очередь духовной и интеллектуальной, заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки, тем самым существует реальная возможность воплотить в каждом дошкольнике развивающую и интересную личность, способную чувствовать, понимать, рассуждать, находить и отличать доброе от злого, жалеть и сопереживать, радоваться и грустить.
При этом музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на вы-сокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в аудиозаписи). Получить полноценные музыкальные впечатления дошкольники могут лишь в том случае, если музыкальный руководитель хорошо знает репертуар, умеет отобрать музыкальные произведения (или их фрагменты, доступные детям по эмоционально-образному содержанию, увлекательно преподнести их (ярко исполнить и пояснить, применить приемы контрастных сопоставлений разных видов, выявить проблемные задания и т. д.).
Яркий эмоциональный отклик на музыку рождает у детей положительное отношение к ней, что является непременным условием для формирования ценностных ориентаций личности. Большое значение имеет форма преподнесения материала, это тон речи, ар-тистизм музыкального руководителя. Важен индивидуальный подход - это внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педагог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впечатлений, и уметь применять вариативную структуру занятий, разные формы организации музыкальной деятельности.
Формируя способности к восприятию эмоционально-образного содержания музыки и ее элементарной оценке (эмоциональной и рациональной) на высокохудожественных произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, педагог закладывает в личности ребенка основы музыкального вкуса, особенности музыкальной культуры. И как же патриотически и педагогически нам важны сформированные у дошкольников знания по классической и народной музыке, новой российской музыкальной идеи, способной сформировать в личности ребенка множество разносторонних моральных и духовных качеств, патриотических чувств, любовь к Родине и природе, любовь к человеку и обществу, любовь к искусству через свойства музыки.
Формирование эмоций также включены в систему ценностей личности дошкольника. Музыка в силу специфики ее содержания расширяет представления дошкольников о чув-ствах, воспитывает способность к сопереживанию и в жизни. Чтобы успешно реализовать эти функции педагог должен обладать собственной музыкальной культурой, знать разнообразный музыкальный репертуар, интересные детям сведения о музыке, произведениях музыки, уметь передать каждому ребенку свое увлечение ею.
Педагог обогащает музыкальные впечатления, используя игры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повторить фрагменты праздничных утренников, наиболее понравившиеся им. Он может обращаться и к произведениям, не звучавшим на занятиях. Это музыкальные сказки и музыкальные фильмы, озвученные музыкой. Они не требуют развернутой беседы о музыке, а лишь привлечения внимания детей к ее характеру, смене настроений. Для того чтобы обучать детей игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инструментах, петь, красиво двигаться, знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений, которые также гармонично влияют на формирование личности ребенка посредством средств музыки.
Каждый педагог, организовывая музыкальную деятельность детей, должен учитывать их желания, склонности, качества личности в отдельности. При этом должен уметь выбирать и подбирать тон речи, стиль общения. Определяя вышеизложенное можно говорить о том, что педагог-воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха в формировании личности дошкольника средствами музыки. Тем самым правильно информируя детей о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства с помощью образного слова и других методов и приемов, развивать музыкальные способности, мобилизовать внимание, формировать положительное отношение к музыке, ценностные ориентации личности. Выполняя данную ключевую роль, у педагога существует возможность посредством выбранных средств музыки достичь и решить ряд педагогических и воспитательных задач в музыкальном воспитании и формировании личности в отдельности с учетом психологических особенностей каждого ребенка.