Обухов Сергей Александрович
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни по программе «Мы выбираем здоровье» (Внеурочная деятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – ком-плексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психиче-ского здоровья, способствующих познавательному и эмоциональному разви-тию ребенка. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, без-опасность человека и экологическая культура. Она направлена на развитие мо-тивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здоро-вого и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, красоты, здоровья, информации.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формируемые ценности : природа, здоровье, безопасное поведение, эко-логическая культура. Предусмотрено расширение представлений обучающих-ся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте. Формирование основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни должно способ-ствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями) основными навыками здорового образа жизни, элемен-тарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случа-ях, в том числе простыми способами оказания помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется во внеурочной деятель-ности по многим направлениям. Спортивно-оздоровительная деятельность яв-ляется приоритетным и важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, основная цель которой – создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося средствами адаптивной физической культуры, формированию культуры здо-рового и безопасного образа жизни.
Разработана программа формирования культуры здорового и безопас-ного образа жизни «Мы выбираем здоровье» (спортивно-оздоровительное направление). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Формы организации : урок, соревнования, спортивные игры, дни здоровья, спортивно-оздоровительные мероприятия, развивающие ситуации, тематические беседы, праздники, неделя здорового образа жизни, подвижные игры. В результате реализации программы «Мы выбираем здоровье» запла-нировано формирование следующих практико-ориентированных умений и навыков с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, их потребностей, а также региона проживания, которые обеспечат им возмож-ность в достижении жизненных компетенций.
Элементарные здоровьесберегающие умения и навыки :
навыки активного образа жизни, личной гигиены;
умение организовать режим дня, утреннюю зарядку, оздоровительные меро-приятия, подвижные и спортивные игры;
умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окру-жающих с позиции здорового образа жизни;
умение соблюдать правила здорового питания : навыков гигиены приготов-ления, хранения и культуры приёма пищи;
навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребление нарко-тических и сильнодействующих веществ.
Элементарные природосберегающие умения и навыки:
умение оценивать правильность поведения людей в природе;
бережное отношение к природе.
Навыки и умения безопасного образа жизни :
навыки позитивного общения; соблюдение правил взаимоотношений с незна-комыми людьми, правила безопасного поведения в общественном транспор-те;
навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице, по-жарной безопасности;
умение оценивать правильность поведения в быту;
навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;
умение соблюдать правила безопасного поведением с огнём, водой, газом, электричеством, безопасного использования учебных принадлежностей.
Навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простей-шие умения поведения в чрезвычайных ситуациях:
умение действовать в неблагоприятных погодных условиях: при грозе, в ле-су, на водоёме и т. п. ;
умение действовать при вызове «скорой помощи», «пожарной охраны», по-лиции;
умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ушибах, поре-зах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами.
Завершающий этап получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит в подготовке их к са-мостоятельной жизни на основе повышения уровня психофизического развития и совершенствование индивидуальных двигательных возможностей, комплекс-ной коррекции нарушений развития.
Методическая литература
1. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Фе-дерации. Законодательные и нормативные аспекты. /Школа здоровья. – 2001, № 1.
2. Обухова н. И., Лемяскина Н. А., Жиренко О. В. Новые 135 уроков здо-ровья или школа докторов природы. – М. : ВАКО, 2007.
3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005.
4. Хрипкова А. Г. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1997.
5. Усачёв А. А., Березин А. И. Основы безопасности жизнедеятельности. – АСТ – ЛТДИПС, 1997.
6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.