Елена Дятлова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование культурно-
гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
Требования к формированию у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков находят отражение в образовательных программах дошкольного образования.
Для того, чтобы формирование культурно – гигиенических навыков успешно осуществлялось в дошкольном образовательном учреждении необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. 2. Создать в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков. 3. Разработать рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников для педагогов и родителей.
Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
Я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Таким образом, перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом и помогает детское устное народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки и др.
В основе моей работы лежат идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся проблемой воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников, и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное воспитание детей. Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад внесли видные отечественные учё ные: В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает воспитателя и малыша в период обучения культурно-гигиеническим навыкам и делает его более благоприятным. А по мнению педагога З. А. Гриценко, изучавшего влияние фольклора на развитие ребенка, народные произведения как раз не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи:
1. Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место
2. Побуждать детей самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами туалета (носовым платком, салфеткой, расческой)
3. Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом с полным ртом.
4. Формировать навыки гигиены туалета.
5. Развивать интерес к использованию фольклора при выполнении культурно-гигиенических навыков.
6. Воспитывать желание выглядеть чистым, аккуратным, опрятным.
Культурно – гигиенические навыки детей младшего дошкольного возраста формируются быстрее и эффективнее и становятся прочными при соблюдении определенной системности. Поэтому в начале работы был составлен перспективный план, где я постаралась в каждый режимный момент включить устное народное творчество: потешки, прибаутки, заклички, считалки. Был подобран фольклорный материал в соответствии с возрастом, а так же иллюстрации к нему. Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты. Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор :
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Тимошенька дорогой.
Я Тимошеньку люблю,
Ему песенку спою.
Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки : умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу : «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды…», «Чистая водичка, моет Вове личико…». Учу детей согласовывать свои действия с текстом. Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. Большое внимание уделяю выразительности речи. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.
Утренняя зарядка для детишек – это важнейший элемент в жизни каждого ребёнка, поскольку именно зарядка предполагает отличное физическое развитие и здоровое состояние малыша. Как заинтересовать ребёнка утренней зарядкой и воспитать хорошую привычку делать ее регулярно? Это не сложно! Нужно постараться превратить зарядку в веселую игру! Я использовала такую потешку: «Малыши-крепыши вышли на зарядку, Малыши крепыши делают зарядку…».
В младшем возрасте ребенок учиться чистоте, опрятности, аккуратности. Замечать небрежность, неаккуратность в своем внешнем виде помогают потешки, приговорки, прибаутки «Дружат волосы с расческой, хороша моя прическа», другого можно увлечь потешкой про игрушку: «Постираем кукле платье, Чисто, чисто, А расческу возьмем и прическу наведем». Ещё один сложный режимный процесс - одевание. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы детки быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы проговариваем потешку: «Вот они сапожки, этот с правой ножки, этот с левой ножки»
В адаптационный период очень важна правильная организация питания. Создавать положительный эмоциональный фон во время приема пищи мне помогают приговорки: «Вот как дети держат ложку, набирают понемножку, платье скатерть не марай, рот салфеткой вытирай» или «Вот тарелочка пуста, улыбается она». Малыши стараются, чтобы у них была пустая тарелочка и улыбалась. Содержание понравившихся потешек, прибауток дети переносят в самостоятельную деятельность: в дидактические игры, игры с куклами. Например, во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку», или умывание кукол «Водичка, водичка.»
Так же задачи по формированию культурно-гигиенических навыков решались на занятиях. Использовались разнообразные приемы: рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок, рассматривание иллюстраций и игрушек, прием договаривания стихотворных слов и фраз, проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек, повторение, обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…») и др. Использование этих приемов помогло детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявить речевую активность.
На занятии «Назови предмет», использовалось игровое пособие «Мойдодыр», мешочек в котором есть: мочалка, полотенце, зубная щетка, мыло, паста. Показывала предмет (Что это? Полотенце. Какое оно? Пушистое, мягкое. Для чего оно? Для того чтобы вытирать руки и лицо). Использовала потешку «Полотенце мягкое, полотенце нежное, Вытри меня бережно Вытри ножки, вытри ручки, Ушки, глазки, ротик Спинку и животик.»
Во время бесед на тему «Как и когда мы вытираем рот салфеткой», обсуждали, что после приема пищи мы должны вытереть ротик салфеткой, чтобы быть чистыми, и не забываем говорить «Спасибо!» выходя из за стола. Проговаривали вместе потешку «Рот салфеткой вытирай, стул спокойно задвигай, не забудь сказать «спасибо!» – благодарности слова, всем они нужны всегда!».
В игровой ситуации: «Угостим кукол чаем», использовали куклы, детскую мебель и посуду, приглашаем кукол за стол, расставляем чашки и блюдца, наливаем чай в чашки и проговариваем вместе потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
В дидактической игре: «Подбери пару», обращаю внимание ребенка на то, что на картинке девочка Света причесывает волосы значит ей подбираем вторую картинку на которой изображена расческа, используя потешку:
"Как у солнышка лучики горят,
Так у Светочки русы косоньки висят,
Чешу, чешу волосоньки
Расчесываю косоньки».
При чтении художественной литературы вспоминаем знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом. Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Ребята проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.
Наша работа невозможна без тесного взаимодействия с родителями воспитанников. Мы использовали разные формы взаимодействия : анкетирование, консультации, беседы, оформили информационные стенды. Оформили папку – передвижку с потешками на тему «Культурно-гигиенические навыки нашей группы».
За время работы над темой, в нашей группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда. В уголок развития речи внесла новые книги, изготовила новые дидактические игры, в раздевалке - алгоритм одевания-раздевания, в туалетной комнате алгоритм для мытья рук. Собрала картотеку потешек, которую использовала в режимных моментах. Изготовила игровое пособие «Мойдодыр», которое содержит дидактические игры по КГН. Так же была разработана серия конспектов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора (потешки) «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети», «Научим Хрюшу умываться», «Оденем куклу на прогулку».
Анализ диагностических данных на заключительном этапе позволил сделать вывод о положительных результатах по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
У воспитанников сформированы культурно-гигиенические навыки в соответствии с возрастными особенностями :
- дети правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания индивидуальным полотенцем, вешают полотенце на место;
- правильно пользуются столовой ложкой; не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают во время еды;
-правильно пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой);
-проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослого);
- в играх используют потешки, поговорки.