Калашникова Алла
Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, меня зовут Калашникова Алла Леонидовна. Я воспитатель детского сада № 332 «Березка».
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию опыт моей работы по теме: «Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры».
Сюжетно-ролевая игра - это деятельность ребенка, в которой он в воображаемых игровых условиях воспроизводит жизнь взрослых людей.
Темочки:
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра - основной вид деятельности, средство всестороннего развития. Она является первым детским обществом, где дети приобретают первоначальные навыки коллективных отношений.
С целью поиска эффективных методов работы с детьми и родителями по данному направлению, я участвовала в педагогических советах, показывала открытые занятия для педагогов, принимала участие в конкурсах.
Актуальность метода в том что игра - ведущий вид деятельности дошкольников, она воздействует на формирование личности ребенка, развивает интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности.
Ежедневные игры доставляют детям огромную радость, служат для них источником пополнение различных знаний и представлений об окружающем мире о взаимоотношениях человека, об общении.
Сюжетно – ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В сюжетно – ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.
В результате этого я поставила перед собой цель:
«Формирование социально – коммуникативных навыков дошкольников через
сюжетно – ролевую игру».
Задачи:
- Формирование положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста;
- Формирование усвоения ценностей и норм, принятых в обществе;
- Развитие функций навыков связной речи, умение слушать, задавать вопросы,
вести диалог друг с другом, договариваться;
- Обогащение благоприятной развивающей игровой среды группы;
В процессе начала работы по данной теме в своей группе, мною были проведены различные наблюдения за играми детей, где было интересно увидеть, как дети играют, организуются на игру, договариваются, как взаимодействуют друг с другом, как используют атрибуты, пособия для игр.
Исходя из этого, была составлена диагностика (мониторинг).
По данным диагностики я выявила, что не все дети имеют одинаковый уровень развития, большинство детей находится в стадии формирования, у части детей коммуникативные навыки сформированы и есть такие дети, у которых навыки не сформированы, так как эти дети застенчивые, скромные и часто-болеющие.
Так как огромное место в жизни детей моей группы занимает игра, я уделяю ее проведению и организации большое значение. В связи с этим, я рассматриваю влияние игры на развитие коммуникативных и личностных качеств детей. Ролевая игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают более активно. Именно совместная игра – главное содержание общения.
В начале работы я провела наблюдения за играми детей, за общением, взаимодействием друг с другом, как они играют. Для этого я использовала вопросы, беседы, рассказы. После этого старалась обогатить, пополнить знания о жизненных ситуациях, окружающей действительности, профессиях взрослых, как правильно использовать предметы, инвентарь (мастерок, шпатель, жезл, фонендоскоп и др.).
Проводила различные занятия, беседы, игры, рассматривание альбомов, картин, иллюстраций, схем, плакатов, чтение художественной литературы.
Пополняла, активизировала словарь детей, побуждала общаться, вести диалог друг с другом, делиться своими знаниями, впечатлениями.
Систематизируя игры и игровые упражнения, проводя их в самостоятельной деятельности и режимных моментах, развиваются определенные коммуникативные навыки, так как умение слушать и слышать, выражать эмоциональное состояние, умение вести диалог не только со сверстниками, но и взрослыми людьми, являются неотъемлемой частью развития знаний и умений ребенка.
Для расширения кругозора, пополнения знаний и умений детей, я проводила различные занятия с детьми, игры. На занятиях по развитию речи были запланированы и проведены следующие темы: «Такие разные и нужные профессии», «Расскажи с кем ты дружишь», «Твои любимые игры и занятия».
На занятиях по изо-деятельности были запланированы такие темы, как: «Моя любимая игрушка», «Все профессии важны, все профессии нужны».
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Л. Толстой «Пожарные собаки», В. В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», С. Баруздин «Кто построил этот дом» и т. д.
Проводились игры и упражнения на развитие умения сотрудничать, активно слушать, составлять небольшие тексты для рассказа товарищам, например игры : «Давай говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова».
Для налаживания диалогического общения использовала настольно-печатные, дидактические игры, лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействовали друг с другом, соблюдают правила вежливо общаются, отстаивают свою точку зрения.
Проводила подвижные игры, основанные на сплоченности, развитии навыков общения, преодоления страхов, стеснительности. Например, игра-разминка «Прикоснись к …», игра на развитие сотрудничества «Спинка к спинке», «Ива на ветру» и др.
Кроме этого, широко использовала в работе скороговорки, стишки, потешки, пальчиковые игры, изготовление совместно с воспитателем атрибут для игр своими руками.
Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы достичь положительного результата в обучении детей через игры, формированию коммуникативных навыков у детей.
С целью закрепления знаний и умений, мною были организованы и проведены различные сюжетно-ролевые игры : «Больница», «Аптека», «Семья», «Шоферы», «Магазин», «Библиотека», «Детский сад», «Строители», «Моряки».
Оформлены и подготовлены альбомы: «Профессии», «Наши любимые игрушки», «Профессии моих родителей».
Изготовлены дидактические игры : «Найди ошибку», «Так бывает или нет», «Сплети венок из предложений», «Кому, что нужно» (профессии).
Так же изготовила различные схемы-плакаты, создала подборку книг по теме
сюжетно – ролевой игры.
Изготовила ЛЭП-буки.
Организовывала и оформляла различные выставки в группе, фото-выставки: «Поделки своими руками», «Мы любим играть».
Коллаж-игра «Мы любим гулять!», «Прогулка в осенний лес».
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
(подборка игр).
Важным условием развития и обучения детей является организация предметно-развивающей среды. В группе оборудовано множество игровых уголков, создан книжный уголок, уголок с дидактическими настольно-печатными играми, спортивный уголок, где можно взять атрибуты для проведения подвижных игр и др. Интерес поддерживается постоянным обновлением, пополнением игрового материала.
После реализации поставленных задач, мною проведена повторная диагностика. Исходя из данных диагностики, можно сказать, что коммуникативные навыки детей старшего возраста сформированы значительно лучше.
Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по использованию и проведению различных игр.
Для этого я использую:
• Онлайн-выступление на родительском собрании: Тема: «Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ (система работы).
• Тренинг педагога: Тема: «Давайте поиграем!».
Цель: 1) «Выстраивание отношений родителей и ребенка через игру в старшем дошкольном возрасте».
2) «Повышение компетенции родителей в воспитании и развитии детей в игре».
• Памятка для родителей: Тема: «Почему важно играть с детьми?»
• Консультация для родителей: Тема: 1) «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников». Тема: 2) «Психологические особенности у детей дошкольного возраста». Тема: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста».
• Анкетирование родителей: Тема: 1) «Особенности сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников». Тема: 2) «Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе».
• Совместное создание предметно-развивающей среды.
Выбранные формы сотрудничества с родителями помогли мне достичь нужного результата и заинтересовать родителей в воспитании и развитии своих детей.
Представляю диапазон личного вклада в развитие образования
и степень его новизны.
Принципы:
1. Принимать на себя роль;
2. Менять в ходе игры ролевое поведение;
3. Обогащение словаря;
4. Формирование дружеских взаимоотношений, коллективизма, общительность;
5. Расширение кругозора детей.
Также представляю опыт работы, который размещен на сайте МАДОУ «Детский сад 332 «Березка» и на образовательных сайтах.