Папки-передвижки

Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях

Коломицкая Тамара Владимировна
Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на РМО

(Коломицкая Тамара Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21)

«Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях»

СЛАЙД 1:

ФГОС предусматривает внедрение современных педагогических методик в образовательный процесс.

Публикация «Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях» размещена в разделах

На сегодняшний день актуальной является проблема формирования духовно – нравственных качеств подрастающего поколения: правильная духовная жизнь обеспечивает и здоровье нации, и безопасность государства.

Наша задача - защитить духовную сферу детей от внешних и внутренних угроз. Никому не удастся закрыть детям глаза и уши, лишить их общения и обмена информацией, спрятать их от жизни даже при самой современной системе «блокирования опасных информационных каналов», если у них не будет прочного духовного стержня, если мы не воспитаем в них духовной основы.

Слайд 2. Делать это мы можем путём сохранения и укрепления нравственных ценностей, духовных, культурных традиций и традиций патриотизма.

Без создания соответствующей среды невозможно воспитание духовно здоровых людей.

Развивая и охраняя духовную среду, мы оказываем воздействие на ребёнка, формируя него положительные духовные качества.

Духовность человека определяется устойчивостью положительных духовных качеств.

Духовные качества в дошкольном возрасте формируются, в том числе, и на этнокультурных ценностях.

Слайд 3. Основная цель этнокультурного образования - воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, хранителя традиционной культуры.

Благодаря собственным культурным традициям народы, населяющие Россию, созидают безопасность жизнедеятельности и личную безопасность.

Именно поэтому в своей работе уделяю большое внимание вопросам формирования качеств духовной безопасности с учетом этнокультурного воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Этнокультура реализуется в процессе повседневной педагогической практики, на основе этнокультурных традиций, нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.

Слайд 4:

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)

Воспитание любви и уважения к своим корням, к своей малой Родине, в дальнейшем послужит фундаментом для развития целостной гармонически развитой личности, способной противостоять вызовам современного общества. В своей работе уделяю этому особое внимание.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурных традиций благотворно влияет на формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Слайд 5: Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Но интерес дошкольников к этнокультурному материалу неустойчив, ситуативен.

Слайд 6. Традиционно, в нашем детском саду мы создали музей истории и быта «Хата казака», где знакомим детей с жилищем, домашней утварью и предметами быта, национальной вышивкой, казачьим костюмом, национальной кухней и др. В групповых комнатах имеются куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного творчества, произведения художественной литературы, наглядный материал с изображением символики, сборники народных сказок, пословиц, поговорок, перечень народных игр и др. Основная задача данной работы - расширение и углубление представлений детей о национальной культуре, формирование их этнической идентичности.

Но, как ни странно, в беседах с детьми выясняется, что не все дети могли назвать традиционные праздники, предметы быта, ремесла своего народа и пр.

Для повышения этих показателей надо учитывать особенности клипового мышления современного молодого поколения и организовывать работу по их этнокультурному развитию на основе применения инновационных средств виртуального образовательного пространства.

Слайд 7. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игровая форма организованной образовательной деятельности создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности. Использование ЦОР помогает решать эту задачу.

Свою работу по формированию качеств духовной безопасности реализую с учетом этнокультурных ценностей и современных ЦОР. Для этого мне пришлось освоить ряд программ и ИКТ.

Не всегда готовые электронно-образовательные ресурсы подходят для использования в образовательном процессе и для конкретной образовательной задачи педагога, поэтому приходится импровизировать и искать новые способы и методы для решения этих задач.

Обладая определёнными навыками использования ЦОР, научилась разрабатывать собственные учебно-дидактические, методические, демонстрационные материалы с учётом поставленной образовательной задачи.

Слайд. 8 Создание игр и методических пособий с использованием ЦОР позволяют вовлечь родителей в образовательный процесс группы. А использование Интернет – ресурса (через сетевое взаимодействие, позволяет быстро распространять созданный материал.

Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития придерживаюсь принципиально важных условий. Эти условия таковы:

- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей;

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей ;

- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

Слайд 9. Для работы по формированию качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях я использую обучающие видеофильмы в формате WMV, сложные презентации с использованием триггеров в среде Power Point.

Слайд 10. Мною разработаны Презентации на закрепление кубанских народных игр, заповедей казаков, головных уборов казаков, Слайд 11 народных праздников (Масленица, Пасха) создание видео слайд-шоу «Онлайн - фотовыставка по ознакомлению с национальным костюмом», Слайд 12 виртуальная экскурсия по святым местам г. Краснодара, видеоэкскурсия «Мой храм - храм явления Креста над Иерусалимом», Слайд 13. «Храм трех святителей», «Святые места Ленинградского района»

Слайд 14 Для ознакомления детей с традициями кубанского народа

я применяла фрагменты видеороликов с электронного ресурса You TUBE

виртуальная экскурсия «Народный кубанский костюм», «Кубанские старинные игры», кубанская казачья сказка «Казак и птицы».

Во время его просмотра внимание детей обращалось на украшение национального костюма, оформление жилища, представленность предметов обихода, обсуждались виды трудовой деятельности, мелодичность народных песен, богатство музыкальных инструментов и т. д.

Слайд 15. При ознакомлении с обычаями мы использовали сайт You TUBE «Обычаи и традиции Кубани». Здесь представлена информация о кубанском фольклоре и традициях в виде текстового и видеоматериала о разных обычаях казаков, даны методические рекомендации по их проведению.

Для знакомства с традиционными кубанскими играми мы воспользовались электронным ресурсом You TUBE. Например, видеофрагмент «Кубанские старинные игры» позволил детям быстро освоить правила ее проведения и вызвал интерес к другим народным играм.

Слайд 16. Эффективной инновационной формой этнокультурного развития детей, как показала практика, является виртуальная экскурсия - посещение сайтов, например, музеев, этнографических комплексов (открытый этнографический комплекс Атамань) и др. Слайд 17. Мы просмотрели с ребятами фильм «Занятие – экскурсия в музей «Кубанская горница»», «Музеи Краснодара», дали родителям рекомендации с подбором полезных ссылок для расширения кругозора воспитанников в данном направлении.

Я думаю, каждый педагог сам решит, что в данный момент ему необходимо разработать.

Использование ЦОР позволило мне значительно разнообразить образовательную деятельность.

Слайд 18. В тоже время, ЦОР не следует заменять другие традиционные практики ДОУ: развивающие и подвижные игры, работу над проектами, конструирование, рисование, занятия музыкой т. д. ЦОР интегрирую в образовательную среду как инструменты творчества, которые применяются для конкретных целей и творческих результатов.

Слайд 19. В результате проведённой работы дети могли на слух определить национальную мелодию, называли национальных героев, предметы быта и т. п., при этом активно аргументировали выбранный ответ, проявляли активный познавательный интерес к этнокультурному материалу.

Можно сделать вывод о том, что теперь дети знают намного больше о традиционных национальных ремеслах, праздновании народных праздников, отличительных особенностях национального костюма, предметах обихода и быта, умеют играть в народные игры и т. д.

Таким образом, эффективными механизмами инновационного развития этнокультурного образования детей являются:

1) создание информационно-методических условий развития этнокультурного образования, в частности, виртуального пространства, что открывает возможность широкого использования интерактивных и информационных технологий, технологий дистанционного (мобильного) характера и обеспечения образовательного процесса актуальными практиками обучения и воспитания с ярко выраженной этнокультурной составляющей учебной и игровой деятельности;

2) отбор дидактического материала этнокультурного содержания с учетом социокультурных и этнических особенностей местности;

3) ознакомление детей с этнокультурами и опытом взаимодействия с миром национальных культур и толерантного отношения к ним.

Включение в образовательную деятельность ЦОР позволяет решать важные задачи по формированию качеств духовной безопасности, помогает формировать этническую идентичность в поликультурной среде, приобщает дошкольников к народной культуре.

Слайд 20.

Уважаемые коллеги!

Пусть все ваши прекрасные идеи непременно воплотятся в жизнь!

Приглашаем вас совершить виртуальную экскурсию в наш поселок и детский сад, с детьми моего выпуска.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Читательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книгеЧитательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книге Читательский дневник - как средство формирования духовной потребности к книге. Книга-верный, Книга-первый, Книга-лучший друг ребят. Нам.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование основ безопасности во второй младшей группеФормирование основ безопасности во второй младшей группе Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки»Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки» Упражнения с использованием гимнастической скамейки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 17:39
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях» (включая файлы) размещена пользователем Коломицкая Тамара Владимировна (УИ 953564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД