Коломицкая Тамара Владимировна
Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на РМО
(Коломицкая Тамара Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21)
«Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях»
СЛАЙД 1:
ФГОС предусматривает внедрение современных педагогических методик в образовательный процесс.
Публикация «Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях» размещена в разделах
На сегодняшний день актуальной является проблема формирования духовно – нравственных качеств подрастающего поколения: правильная духовная жизнь обеспечивает и здоровье нации, и безопасность государства.
Наша задача - защитить духовную сферу детей от внешних и внутренних угроз. Никому не удастся закрыть детям глаза и уши, лишить их общения и обмена информацией, спрятать их от жизни даже при самой современной системе «блокирования опасных информационных каналов», если у них не будет прочного духовного стержня, если мы не воспитаем в них духовной основы.
Слайд 2. Делать это мы можем путём сохранения и укрепления нравственных ценностей, духовных, культурных традиций и традиций патриотизма.
Без создания соответствующей среды невозможно воспитание духовно здоровых людей.
Развивая и охраняя духовную среду, мы оказываем воздействие на ребёнка, формируя него положительные духовные качества.
Духовность человека определяется устойчивостью положительных духовных качеств.
Духовные качества в дошкольном возрасте формируются, в том числе, и на этнокультурных ценностях.
Слайд 3. Основная цель этнокультурного образования - воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, хранителя традиционной культуры.
Благодаря собственным культурным традициям народы, населяющие Россию, созидают безопасность жизнедеятельности и личную безопасность.
Именно поэтому в своей работе уделяю большое внимание вопросам формирования качеств духовной безопасности с учетом этнокультурного воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Этнокультура реализуется в процессе повседневной педагогической практики, на основе этнокультурных традиций, нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.
Слайд 4:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)
Воспитание любви и уважения к своим корням, к своей малой Родине, в дальнейшем послужит фундаментом для развития целостной гармонически развитой личности, способной противостоять вызовам современного общества. В своей работе уделяю этому особое внимание.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурных традиций благотворно влияет на формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Слайд 5: Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Но интерес дошкольников к этнокультурному материалу неустойчив, ситуативен.
Слайд 6. Традиционно, в нашем детском саду мы создали музей истории и быта «Хата казака», где знакомим детей с жилищем, домашней утварью и предметами быта, национальной вышивкой, казачьим костюмом, национальной кухней и др. В групповых комнатах имеются куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного творчества, произведения художественной литературы, наглядный материал с изображением символики, сборники народных сказок, пословиц, поговорок, перечень народных игр и др. Основная задача данной работы - расширение и углубление представлений детей о национальной культуре, формирование их этнической идентичности.
Но, как ни странно, в беседах с детьми выясняется, что не все дети могли назвать традиционные праздники, предметы быта, ремесла своего народа и пр.
Для повышения этих показателей надо учитывать особенности клипового мышления современного молодого поколения и организовывать работу по их этнокультурному развитию на основе применения инновационных средств виртуального образовательного пространства.
Слайд 7. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игровая форма организованной образовательной деятельности создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности. Использование ЦОР помогает решать эту задачу.
Свою работу по формированию качеств духовной безопасности реализую с учетом этнокультурных ценностей и современных ЦОР. Для этого мне пришлось освоить ряд программ и ИКТ.
Не всегда готовые электронно-образовательные ресурсы подходят для использования в образовательном процессе и для конкретной образовательной задачи педагога, поэтому приходится импровизировать и искать новые способы и методы для решения этих задач.
Обладая определёнными навыками использования ЦОР, научилась разрабатывать собственные учебно-дидактические, методические, демонстрационные материалы с учётом поставленной образовательной задачи.
Слайд. 8 Создание игр и методических пособий с использованием ЦОР позволяют вовлечь родителей в образовательный процесс группы. А использование Интернет – ресурса (через сетевое взаимодействие, позволяет быстро распространять созданный материал.
Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития придерживаюсь принципиально важных условий. Эти условия таковы:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей;
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей ;
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
Слайд 9. Для работы по формированию качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях я использую обучающие видеофильмы в формате WMV, сложные презентации с использованием триггеров в среде Power Point.
Слайд 10. Мною разработаны Презентации на закрепление кубанских народных игр, заповедей казаков, головных уборов казаков, Слайд 11 народных праздников (Масленица, Пасха) создание видео слайд-шоу «Онлайн - фотовыставка по ознакомлению с национальным костюмом», Слайд 12 виртуальная экскурсия по святым местам г. Краснодара, видеоэкскурсия «Мой храм - храм явления Креста над Иерусалимом», Слайд 13. «Храм трех святителей», «Святые места Ленинградского района»
Слайд 14 Для ознакомления детей с традициями кубанского народа
я применяла фрагменты видеороликов с электронного ресурса You TUBE
виртуальная экскурсия «Народный кубанский костюм», «Кубанские старинные игры», кубанская казачья сказка «Казак и птицы».
Во время его просмотра внимание детей обращалось на украшение национального костюма, оформление жилища, представленность предметов обихода, обсуждались виды трудовой деятельности, мелодичность народных песен, богатство музыкальных инструментов и т. д.
Слайд 15. При ознакомлении с обычаями мы использовали сайт You TUBE «Обычаи и традиции Кубани». Здесь представлена информация о кубанском фольклоре и традициях в виде текстового и видеоматериала о разных обычаях казаков, даны методические рекомендации по их проведению.
Для знакомства с традиционными кубанскими играми мы воспользовались электронным ресурсом You TUBE. Например, видеофрагмент «Кубанские старинные игры» позволил детям быстро освоить правила ее проведения и вызвал интерес к другим народным играм.
Слайд 16. Эффективной инновационной формой этнокультурного развития детей, как показала практика, является виртуальная экскурсия - посещение сайтов, например, музеев, этнографических комплексов (открытый этнографический комплекс Атамань) и др. Слайд 17. Мы просмотрели с ребятами фильм «Занятие – экскурсия в музей «Кубанская горница»», «Музеи Краснодара», дали родителям рекомендации с подбором полезных ссылок для расширения кругозора воспитанников в данном направлении.
Я думаю, каждый педагог сам решит, что в данный момент ему необходимо разработать.
Использование ЦОР позволило мне значительно разнообразить образовательную деятельность.
Слайд 18. В тоже время, ЦОР не следует заменять другие традиционные практики ДОУ: развивающие и подвижные игры, работу над проектами, конструирование, рисование, занятия музыкой т. д. ЦОР интегрирую в образовательную среду как инструменты творчества, которые применяются для конкретных целей и творческих результатов.
Слайд 19. В результате проведённой работы дети могли на слух определить национальную мелодию, называли национальных героев, предметы быта и т. п., при этом активно аргументировали выбранный ответ, проявляли активный познавательный интерес к этнокультурному материалу.
Можно сделать вывод о том, что теперь дети знают намного больше о традиционных национальных ремеслах, праздновании народных праздников, отличительных особенностях национального костюма, предметах обихода и быта, умеют играть в народные игры и т. д.
Таким образом, эффективными механизмами инновационного развития этнокультурного образования детей являются:
1) создание информационно-методических условий развития этнокультурного образования, в частности, виртуального пространства, что открывает возможность широкого использования интерактивных и информационных технологий, технологий дистанционного (мобильного) характера и обеспечения образовательного процесса актуальными практиками обучения и воспитания с ярко выраженной этнокультурной составляющей учебной и игровой деятельности;
2) отбор дидактического материала этнокультурного содержания с учетом социокультурных и этнических особенностей местности;
3) ознакомление детей с этнокультурами и опытом взаимодействия с миром национальных культур и толерантного отношения к ним.
Включение в образовательную деятельность ЦОР позволяет решать важные задачи по формированию качеств духовной безопасности, помогает формировать этническую идентичность в поликультурной среде, приобщает дошкольников к народной культуре.
Слайд 20.
Уважаемые коллеги!
Пусть все ваши прекрасные идеи непременно воплотятся в жизнь!
Приглашаем вас совершить виртуальную экскурсию в наш поселок и детский сад, с детьми моего выпуска.