МААМ-картинки

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Татьяна Васильевна Секалина
Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать +Заказ

Самообразование

по теме:

«Формирование графических навыков и умений

как средство речевого развития детей 5-6 лет

с тяжелыми нарушениями речи».

Разработала воспитатель

высшей категории

Секалина Татьяна Васильевна

Санкт-Петербург

План по самообразованию

на тему:

«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5-6 лет».

Актуальность темы.

Публикация «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать раскрашивать копировать простейшие узоры соединять точки правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя :

мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);

зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание незаконченных рисунков, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Низкий уровень развития графического навыка является причиной трудностей в обучении письму. Это низкий темп письма; быстрая утомляемость при письме; неровная, «дрожащая» линия; «угловатое» письмо; трудности в написании овалов; слишком сильный нажим; трудности в воспроизведении формы графических элементов; несоблюдение размера графических элементов; несоблюдение наклона письма; большое количество помарок и исправлений; «грязное» письмо нежелание выполнять письменные упражнения.

Задачи: развивать глазомер; слуховое внимание; зрительное восприятие; речь; совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи; совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости; определять пространственные соотношения между двумя-тремя предметами или изображениям; развивать умения различать правую и левую стороны; совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями; формировать мелкую моторику; умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции; учить ориентироваться в тетради в крупную клетку; учить рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них.

Задания для самостоятельной деятельности: запуск пальцами мелких волчков; пластилинография (разминание пластилина); «сухие» бассейны для рук; нанизывание бус; шнуровки, игры с мозаикой; настольные конструкторы.

При развитии графических навыков педагог ставит перед собой следующие задачи: научить ребенка правильно держать карандаш; проводить различные линии по образцу; дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать; выполнять задания по речевой инструкции; учить работать, соблюдая правильную осанку.

Основные направления работы:

Упражнения для развития у ребёнка восприятия предмета и формирования зрительной координации

Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения для развития графомоторных навыков

Нормализация оптико-пространственных ориентировок

Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв.

Упражнения для развития у ребёнка восприятия предмета и формирования зрительной координации.

Узнавание изображенных реальных предметов и их контуров: сравнение предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, нахождение сходств и различий; нахождение контуров предметов, зашумлённых изображений; наложенные друг на друга контуры, нахождение теней.

Формирование зрительного слежения. Формируется зрительное слежение в различных направлениях, сверху – вниз, слева – направо, по кругу против часовой стрелки. Эта работа необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись.

Формирование зрительно-моторной координации. Используются задания, с помощью которых навык слежения подкрепляется движениями руки в направлениях, сверху – вниз, слева – направо, по кругу против часовой стрелки, в результате чего формируется зрительно-моторная координация.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры в соответствии с лексическими темами).

Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук. Пирамидка, матрёшка, мозаика, конструкторы, Пазлы, разрезные картинки, Шнуровки, Трафареты. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. Доставание бусин ложкой из стакана. Сжимание и разжимание эспандера. Игры с карандашом, грецкими орехами. Нанизывание крупных бусин. Составление контуров предметов из палочек. Игры со специальными мячиками-ёжиками. Сортировка фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис).

Упражнения для развития графомоторных навыков. Для развития графомоторных навыков можно использовать следующие задания:

Обводка, штриховка (уменьшающаяся, увеличивающаяся, горизонтальная, вертикальная)

Продолжи ряд

Дорожка

Дорисовать узор

Обвести по точкам

Сделать рисунки одинаковыми

Раскрасить определённым цветом

Дорисовки (например, дорисовать вторую половинку).

Нормализация оптико-пространственных ориентировок. Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей:

Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)

Ориентировка в помещении (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами).

Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).

Ориентировка на плоскости. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

Ориентировка в клетке, т. к. клетка является маленькой копией листа. Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать детям упражнения по рисованию графических узоров.

Уточнение значений предлогов.

Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв. Последовательность работы по этому направлению должна строиться следующим образом:

Развитие зрительного гнозиса (узнавание)

Развитие зрительного анализа и синтеза

Дифференциация смешиваемых букв

Развивая графомоторные навыки у детей, мы способствуем развитию всех высших психических функций: мышления, памяти, воображения, речи. Делаем дорогу наших детей в большой мир знаний радостной и интересной!

Диагностика

формирования графических навыков и умений детей 5-6 лет.

Письмо — одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка.

При оценке графических умений следует помнить, что графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Необходимо учитывать, что диагностика выступает в качестве начального этапа в системе коррекционно-педагогического воздействия, являясь по существу его отправной точкой.

При проведении диагностики используются определенный дидактический материал, ориентированный на базовые знания детей. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, формирование графических навыков и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).

Основными методами изучения в ходе обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, диктантов, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения. Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

Целью выявления сформированности графических навыков является выявление актуального уровня развития. По результатам диагностики мы можем наметить индивидуальный путь по развитию графических навыков. Помочь ребёнку в том, где требуется наша помощь, увидеть, что у него западает. Увидеть заблаговременно проблему и решить её. Диагностика позволяет проследить динамику развития ребёнка и эффективность работы.

I. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»)

Автор: Архипова Е. Ф.

Цель: выявить уровень состояния мелкой ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Данная методика выполняется дважды, сначала по словесной инструкции, второй раз по зрительному образцу.

Условия: проводиться индивидуально.

1) Праксис по словесной инструкции.

Инструкция: «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).

2) Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на рис. 6 поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполняются правильно;

3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла - задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

1 балл - выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии);

баллов - задания не выполняются.

II. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Автор: Венгер Л. А.

Цель: данная методика позволяет отследить характер точности движений руки ребёнка, выявить уровень развития графических навыков.

1) Исследование точности движений.

Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

«Дорожки»

Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша, и не съезжая с дорожки.

Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша, и не съезжая с дорожки.

Критерии оценки:

4 балла - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

3 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;

2 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

1 балл - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

0 баллов - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

2) Исследование графических навыков.

Инструкция:

1. «Проведи прямую линию».

2. «Проведи прямую линию слева направо».

3. «Проведи прямую линию сверху вниз».

4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».

5. «Соедини точки».

6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).

7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).

8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).

Критерии оценки:

4 балла - графические навыки сформированы соответственно возрасту;

3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;

2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;

0 баллов - задание не выполняется.

3) Исследование на переключаемость («заборчик»). Экспериментатор рисует ребенку образец на нелинованной бумаге (см. рис. 10).

Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».

Критерии оценки:

4 балла - правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам;

3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;

2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;

баллов - задание не выполняется.

III. Методика "Домик"

Автор: Гуткина Н. И.

Цель: Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия и графических навыков ребёнка.

Условия: методика может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Инструкция:

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Анализ результатов:

Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая частя забора, оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

д) сильный перекос рисунка.

IV. «Теппинг-тест»

Цель: упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки.

Инструкция:

Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд.

Условия:

Для работы используйте простой мягкий карандаш. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.

Анализ результатов:

Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа, а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.

Таким образом, представленные методики позволяют выявить уровень развития графических навыков. У детей младшего дошкольного возраста в процессе выполнения несложных диагностических заданий определяем умение правильно держать карандаш, овладение навыками раскрашивания, изображения точек, кружков, линий. У детей старшего дошкольного выявляем развитие точных движений пальцев кистей рук, мелкой моторики, зрительного восприятия образов, в целом – становление базовых навыков и умений.

Публикации по теме:

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 22:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Васильевна Секалина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД