Трофимова Т. В.
Развитие логико-математических способностей дошкольников с помощью палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие логико – математических способностей дошкольников
с помощью палочек Кюизенера»
Трофимова Т. В., воспитатель
МБДОУ Собинского района
детский сад №4 «Колосок» п. Ставрово
Публикация «Развитие логико-математических способностей дошкольников с помощью палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Мое наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и логические операции у детей сформированы недостаточно. Для своей работы я использовала разные дидактические средства, которые позволят «через руки», в доступной малышам форме подвести к пониманию различных математических понятий. Эти математические понятия реализуется через виды деятельности, которые помогают вовлечь в работу детей с различными интересами и помочь каждому ребенку проявить себя. В дошкольном возрасте применяются разнообразные дидактические материалы. Одно из всех рассмотренных мной математических пособий являются палочки Кюизенера, которые соответствуют специфике и особенностям формирования математических представлений у дошкольников.
Поэтому, исходя из вышесказанного, цель работы заключается в создании условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- формирование познавательной мотивации обучения;
- формирование приемов умственных действий (синтез, анализ, обобщение, сравнение);
- развитие творческого воображения, вариативного и образного мышления, фантазии;
- развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
Для реализации цели разработала перспективный план:
Сентябрь
Тема: «Дорожка», «Забор», «Квадраты», «Прямоугольники»
Октябрь
Тема: «Цвет и длина»
- Раскладываем палочки по цвету, длине;
- Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета? ;
- Найди такую же палочку, как у меня;
- Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.
Ноябрь
Тема» «Лесенка» выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот.
«Лесенка» - пропуская по одной палочке.
Декабрь
Тема: «Чередование» разложить палочки по заданному образу
- желтая, красная, желтая… .
- желтая, синяя, красная, желтая…. и т. д.
Январь
Тема: «Колодец», «Башенка», «Избушка» (объемные постройки)
Февраль
Тема: «Что изменилось»
Выкладываются несколько палочек, когда ребенок отворачивается:
- 2 палочки меняются местами;
- убирается одна палочка;
- добавляется одна палочка.
Март
Тема: «Длиннее – короче»
- какая из палочек короче, а какая длиннее;
- найди палочку, короче (длиннее) этой;
- из предложенных палочек выбрать самую длину (короткую)
- найти палочку, которая, например, длиннее синей, но короче красной.
- возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу;
- назови все палочки длиннее красной, короче синей и т. д.
Апрель
Тема: «Сколько надо палочек?»
- из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
- из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
- сколько белых палочек уложится в синей палочке?
- с помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.
- положи столько же палочек, сколько и у меня.
Май
Тема: «Справа-слева»
- Положите параллельно друг другу три бордовые палочки, а справа четыре такого же цвета. Какая фигура шире, а какая уже?
- Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. Получится плоскостной квадрат.
- Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую - слева от красной.
Палочки Кюизенера я использую в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей (в подгрупповой и индивидуальной работе, фронтальной форме организации, самостоятельной работе детей с раздаточным материалом, сюжетно – ролевые игры с математическим содержанием).
Для проверки эффективности методов, приемов, форм и содержания образовательного процесса я подобрала:
- диагностику;
- систематизировала дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода);
- подобрала рекомендации по обогащению предметно развивающей среды по математическому развитию с учетом активного использования в педагогическом процессе развивающих технологий.
Результативность моей диагностики показала положительную динамику математического развития детей, интеллектуального роста, формирования познавательной мотивации и становления интерактивных качеств. Это подтверждает эффективность запланированной деятельности и созданных для нее условий.