Фролова Галина
Развитие творческих способностей обучающихся 1–4 классов на уроках математики (комплекс заданий)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования». Психологи отмечают, что творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований: - внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; - стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя; - всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. Содержание математического образования ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, общеучебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану. Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное - помощь ребенку в постепенном переходе от наглядно-образного мышления к отвлеченно - понятийному. Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют : - формированию познавательного интереса к изучению математики, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; - содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; - приводят к актуализации у обучающихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе.
Публикация «Развитие творческих способностей обучающихся 1–4 классов на уроках математики (комплекс заданий)» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика, 4 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
I. Характеристика комплекса заданий по развитию творческих способностей на уроках математики
Система задач и упражнений позволяют решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции. Наиболее подходящий формой по развитию креативности является представление специально выделенного урока один раз в неделю. Достоинством такой формы является, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Такие занятия отличаются тем, что ребенку предлагается задание не учебного характера, занятия принимают форму игровой деятельности, где ученик сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Должно быть, частое переключение с одного вида деятельности на другой. Система упражнений должны решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Очень важно начинать занятия, уроки с разминки, проводить «Мозговой штурм» устный счет, где основной задачей является создание у ребят определенного положительного фона, подготавливающего ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. Выполнение упражнения для мозговой деятельности является важной частью урока, занятия по развитию креативности. Используемые упражнения должны углублять знания ребят. Весь урок должен проходить в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся и учителя, царит атмосфера сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т. д.)
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую так хочется разгадать. «Тайна возбуждает творчество», - так сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Главный стимул творчества - огромная радость, которую он дает и ученику и учителю. Важную роль в развитии креативности играют учебные задания, которые выступают в качестве мыслительной деятельности и определяют ее характер. Для этого важно включать задания, направленные на развитие творческих возможностей, как целеобразование, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение. Целеобразование требует от ученика самостоятельного формирования цели. Это поставить вопрос к условию задачи, задать дополнительный вопрос ученику. Задания целеобразования лучше использовать в игровой форме, так как развитию креативности способствует игровой мотив. Для развития у обучающихся умения планировать полезно, обсуждать, как они представляют будущие действия при выполнении задания на уроке. Чаще включать задания, требующие составления плана решения задачи. Умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение требуется на уроках математики. Развитию у обучающихся нешаблонного анализа способствуют такие задачи, как решение задач с недостающими данными или лишними данными, решение нестандартных задач. Для развития креативности большое значение имеют задания, которые ориентируют обучающихся на получение нового продукта. Это составление задач по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах, решение задач шуток, что дает возможность включения учащихся в посильную творческую деятельность. Творческие работы младших школьников индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру. Индивидуальный подход важен для каждого ребенка для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта. То обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний, и будет развивающим. Основная задача педагога в том, что раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоятся, проявиться. У младших школьников наблюдается также большая тяга к техническому творчеству, моделированию. Потому что они чувствуют себя творцами. И в математике следует давать детям исследовать самостоятельно доступный материал. Это задачи на движение, на вычисление периметра и площади, математические квадраты, сравнение выражений.
На уроках математики для развития творческих способностей мы используем решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Развитие творческих способностей обучающихся в начальной школе можно разбить на этапы. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и качество работы с детьми.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, в которых дети придумывают, составляют, изобретают предлагаются систематически. В них дети могут придумать пример на изученный вычислительный прием, составить задачу по данному выражению, данного типа или по заданному сюжету (о спорте, о животных, задачу-сказку и т. д., нарисовать узоры или геометрические фигуры заданного свойства, зашифровать или расшифровать название города, книги, кинофильма с помощью вычислительных примеров.
Игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления, развиваются творческие способности. На занятия приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.
1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, и т. д.
2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).
Игра «Внимание» или, например, такие задания :
• Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур).
• Чем отличаются картинки?
• Продолжи линию.
• Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т. д.
Для развития воображения :
• Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.
• Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т. д., нарисуй, что у тебя получилось.
• Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).
• Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.
Во второй этап мы также включаем задачи — шутки, задания со спичками (А. Т. Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками).
3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Здесь мы предлагаем детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Это задания на выявление закономерностей:
• Раздели фигуры на группы.
• Найди «лишний» рисунок.
• Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
• Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.
• По какому принципу объединили данные фигуры и др.
Для развития творческих способностей обучающихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.
4. Этап. Решение творческих задач.
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Творческие задания обычно предлагаются в самостоятельной работе дополнительно к обязательной части и никогда не оцениваются плохой оценкой. Задания, в которых дети выступают не как исполнители, а как творцы, не только самым положительным образом влияют на развитие личности детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний.
-Задачи с несформулированным вопросом;
В этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.
Например: На протяжении 155 м уложено 25м труб длиной 5 м и 8 м. (Сколько уложено тех и других труб)
Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка)
- Задачи с излишними данными;
В эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные.
Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних.
-Задачи на сообразительность.
На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.
Например: В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать. Доказать, что это — единственный вариант решения.)
Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.
Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.
Итак, задания по развитию творческих способностей представлены нами в комплексе.
Составленный комплекс заданий образует систему, обладающую полнотой. Любая система должна обладать следующими свойствами:
- целостностью;
- структурностью;
- взаимосвязью.
Целостность системы определяется принципиальной несводимостью свойств данной системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимостью из последних свойств целого. Возможность связей и отношений определяет структурность системы.
Зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т. д. внутри целого характеризует взаимосвязь элементов системы.
Таким образом, комплекс предлагаемых нами заданий будет считаться системой, т. к. имеет общую цель – развитие творческих способностей младших школьников (обучающихся 1-4 классов, и характеризуется общностью материала (математическое содержание).
Комплекс заданий представим в таблице 1.
Таблица 1. Комплекс заданий по развитию творческих способностей обучающихся 1-4 классов на уроках математики (составлено автором).
Учебная задача : развитие творческих способностей
обучающихся 1-4 классов на уроках математики
1. Этап.
Разминка
I. Задания, включающие учеников в активную деятельность
2. Этап.
Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей II. Задания по развитию памяти, внимания, воображения, наблюдательности
3. Этап.
Решение частично-поисковых задач разного уровня III. Задания конвергентного типа
4. Этап.
Решение творческих задач IV. Творческие задания (имеющие многовариантный характер решения)
В таблице выделены разные виды заданий. Основанием для такого расположения заданий и в такой последовательности послужила степень сложности конкретного математического материала.
Задачи каждого этапа подчинены общей учебной задаче : развитие творческих способностей обучающихся 1- 4 классов.
Приведем примеры заданий для обучающихся 1-4 классов.
1-й класс
1. В трех тарелках лежит 9 пряников. Во II на 2 меньше, чем в первой, в III на 1 меньше, чем в первой. Сколько пряников лежит в каждой тарелке?
2. Поставь знаки + или – , чтобы получилось верное равенство:
7 * 4 * 2 * 5 = 10
10 * 4 * 3 * 8 = 1
Составь своё равенство.
2-й класс
1. Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? Напиши ответ.
2. Разгадай ребус: АА + У = УРР.
3. Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20.
4. Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд.
5. В семье трое братьев. Каждый следующий младше предыдущего на 3 года. А сумма их возрастов равна 15 годам. Сколько лет каждому?
3-й класс
1. Расставь числа от 2 до 10 так, чтобы этот квадрат стал магическим.
2. Расшифруй комбинацию кодового замка, если:
а) третья цифра на 3 больше, чем первая,
б) вторая цифра на 2 больше, чем четвертая,
в) в сумме все цифры дают число 17,
г) вторая цифра 3.
3. В классе дети изучают английский и французский языки. Из них 17 человек изучают английский, 15 человек – французский, а 8 человек изучают оба языка одновременно. Сколько учеников в классе?
4-й класс
1. Сколько требуется проволоки, чтобы изготовить каркас куба с ребром 7см?
2. Расставь скобки так, чтобы получились верные равенства.
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 240
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 196
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 232
Среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому ученику проявить себя и предложить свой вариант решения, отличный от других.
В качестве примера приведу несколько задач, которые помогут учителю в развитии творческих способностей младших школьников :
Задача №1
Сумма цифр загадочного числа равна некоторому двузначному числу, при этом число, стоящее в разряде десятков, в 4 раза меньше числа в разряде единиц. Найдите загаданное двузначное число.
Решение:
I способ :
Выпишем однозначные числа парами так, чтобы для них выполнилось второе условие – одно из чисел в 4 раза меньше другого: 1 и 4, 2 и 8. Из полученных пар выберем ту, которая удовлетворяет первому условию, т. е. их сумма должна равняться некоторому двузначному числу: 1+4=5 – не удовлетворяет; 2 + 8 = 10 - удовлетворяет.
II способ :
Представим условие задачи в виде чертежа.
Пусть х – число десятков. Тогда 4х – число единиц. Наименьшее двузначное число – 10. Составим уравнение: х + 4х = 10, х = 2, тогда 2 * 4 = 8. Следовательно, число 28 удовлетворяет условию задачи.
III способ :
Исходя из условия задачи, сумма чисел должна делиться на 5. Таких чисел два: 10 и 15. 10:5=2; 2*4=8. Получим число 28. 15:5=3;3*4=12 – в этом случае не получим двузначного числа.
Ответ: задумали число 28.
Задача №2
На первой грядке росло в 5 раз больше кустов клубники, чем на второй. Когда с первой грядки пересадили 22 куста на вторую грядку, то на грядках кустов клубники стало поровну. Сколько кустов клубники было на каждой грядке?
Решение:
I способ :
1) 5 + 1 = 6 (частей) – всего;
2) 6 : 2 = 3 (части) – приходится на каждую грядку;
3) 5 – 3 = 2 (части) – пересадили с первой грядки;
4) 22 : 2 = 11 (к.) - приходится на одну часть (было на второй грядке);
5) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.
II способ :
1) 22 + 22 = 44 (к.) – на столько меньше на второй грядке, чем на первой;
2) 44 : 4 = 11 (к.) – приходится на одну часть (было на второй грядке);
3) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.
III способ :
Построим графическую модель условия задачи.
1) 22 : 2 = 11 (к.) – приходится на 1/5 всех кустов (было на второй грядке);
2) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.
Ответ: 11 кустов было на второй грядке, 55 кустов было на первой грядке.
II. Выводы.
Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики через решение определенного типа задач, в форме увлекательных заданий, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным; вызывает у детей живой интерес к процессу познания; помогает усвоить учебный материал.
В результате использования творческих заданий на уроках математики у обучающихся развивается : наблюдательность, пытливость, математическая зоркость, трудолюбие, умения находить причинно-следственные связи, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, развиваются творческие способности.
III. Используемая литература.
1) Интернет-ресурс:
https://www.rae.ru/monographs/77-2815
https://www.google.ru/search?q
https://znanie.podelise.ru/docs/92859/index-4977.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5
2) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М. ,1981г.
3) Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учебное пособие для студентов ВУЗов. — М. : центр Академия, 2002.
4) Большакова Л. А. Развитие творчества младшего школьника. // Завуч начальной школы – 2002.- № 2.
5) Дереклеева Н. И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. - М. : «Академия» 2007 г.
6) Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.