Наталья Плясунова
Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование духовно- нравственных основ патриотического воспитания дошкольников»
Подготовила: воспитатель Плясунова Наталья Валентиновна
МАДОУ д/с «Детство» д/с № 143 «Семицветик»
г. Нижний Тагил
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается….
Публикация «Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно- патриотического воспитания дошкольников. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.
Патриотизм (латин. Patri ta - соотечественник, греч. «земляк, соотечественник - отечество) - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма -веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни,”- говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующую цель: Создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Данная цель, предполагает решение следуюших задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Только при комплексной работе в организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни нравственно - патриотическое воспитание выходит на высокий уровень и способствует формированию высококультурной личности ребенка дошкольного возраста.
В своей работе мы применяем такие методологические приё мы:
1. Методы игровой деятельности.
О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в нашей педагогической копилке достаточное количество. Мы применяем их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к народным играм и желание играть в них.
2. Целевые прогулки, экскурсии.
Начиная работу по воспитанию любви к родной стране, городу, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего народа. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей родине, и появилось желание узнать о ней больше.
3. Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России.
Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача - показать, что Россия - очень большая, богатая, многонациональная страна.
4. Устное народное творчество и чтение художественной литературы.
Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.
Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
Разучивание частушек, русских народных песен.
Стихи и песни о березке.
Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»,
Чтение стихов А. Барт из серии «У меня родился братишка»
Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение»
Чтение стихов о профессиях.
Инсценировка стихотворения Михалкова «А, что у вас».
Разучивание стихов, песен об армии.
Разучивание песен и стихотворений о мамах.
Чтение стихов о космонавтах.
Слушание и пение фронтовых песен.
Чтение и заучивание стихов о Великой Отечественной войне.
Чтение стихотворение С. Михалкова «Быль для детей».
5. Праздники и развлечения
Историю прошлого и настоящего России дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях. Цель праздников - показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и традициями русского народа. Таким образом, в рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.
В нашем детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляются по разработанному плану, следующие разделы:
1.«Мой любимый детский сад» Цель: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости.
2.«Мой дом. Моя улица. Мой город» Цель: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости и ответственности, бережное отношение к природе.
3.«Символы России» Цель: познакомить детей с изображением Государственного флага и герба РФ. Формировать элементарные представления о происхождении и функциональном значении символики. Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за неё.
4.«Главный город России - Москва» Задачи: уточнить знания детей о стране, в которой они живут; дать представление о том, что Москва - самый большой город в нашей стране, подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; познакомить с некоторыми достопримечательностями столицы (Красная площадь, Кремль, Спасская башня Кремля, Храм Христа Спасителя, Большой театр); воспитывать у детей чувство восхищения и гордости красотой столицы России - Москвой.
5.«День Матери» праздничное поздравление Задачи: формировать у детей представления о государственном празднике нашей страны - Дне матери; расширять и активизировать словарь прилагательных, закрепить умение отвечать на вопросы; развивать координацию речи с движениями, мелкую и общую моторику внимание, память; творческие способности детей; воспитывать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку.
6.«К нам приходит Новый год» Цель: уточнить и расширить знания детей о традициях празднования Нового года в России; формировать умения рассуждать о знакомых событиях, используя имеющиеся у детей знания.
7.«Народная культура и традиции» Цель: формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.
Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи.
8.«Наша Армия» Цель: расширять представление детей о Российской армии; знакомить с военной техникой. Формировать знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие о безопасность.
9. «День семьи» Задачи: воспитывать интерес к истории семейных традиций; формирование первоначальных патриотических чувств; познакомить с народным традициям, обычаями; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.
10.«Пасхальная неделя» Задачи: познакомить детей со смыслом главного праздника христианства Пасхой; познакомить детей с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника; помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.
11.«12 апреля - День Космонавтики» Цель: познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
12.«Великой Победе посвящается» Цель: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
13.«Мой город – Нижний Тагил» Цель: способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу.
Работа по каждой теме включает занятия, игры, посещение музеев, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний.
Всю работу по воспитанию патриотизма старших дошкольников можно распределить по следующим компонентам:
- культурно-патриотический : приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю - с помощью фотографии, видео-презентаций, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен и т. д. ;
- гражданско-патриотический (беседы «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города Сургут и России);
- героико-патриотический (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т. д. ; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, возложение цветов к памятникам и мемориалам города);
- спортивно-патриотический ( участие в детском саду - спортивные праздники с мамами и папами: «Мама, папа, я - спортивная семья»;
Но без включения семьи в процесс формирования патриотических основ у детей невозможно. Ведь семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В нашей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставка семейных традиционных блюд, фотовыставки «Как мы отдыхаем», вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.
Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, ребёнок начинают ощущать себя членом семьи. Постепенно ребенок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.