Людмила Перегудова
Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников путем знакомства с притчами
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день. В настоящее время материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому зачастую у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Чтобы подрастающее поколение смогло вырасти справедливым, внимательным ко всему окружающему, чутким, они должны перенять всю уникальную культуру нашего народа, духовные, ценностные ориентиры, по которым жили наши предки, которые мы, взрослые, должны передать им. Начинать работу по формированию духов-но-нравственного начинать следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности. У ребёнка формируются навыки и привычки, идет активное накопление нравственного опыта.
Публикация «Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников путем знакомства с притчами» размещена в разделах
Духовно–нравственное направление имеет свои особенности и требует специальных педагогических технологий, отличающихся от традиционных. Педагог не просто должен знать содержание материала, но и всем сердцем принимать ценности духовно-нравственной направленности, сам жить по этим заповедям, осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении.
Ещё в древние времена наши сородичи все свои знания, умения и навыки передавали способом научения. Доктор психологических наук Ю. М. Орлов отмечал: «Научение - это понятие, обозначающее процесс новых видов поведения. Оно имеет место всюду, где есть поведение» [Орлов, с. 9]. Многие маленькие дети нетерпеливы, им порой сложно слушать длинные сказки и рассказы, для них более доступны произведения с короткими текстами, которые подсказывают ребёнку, как можно поступать в той, или иной ситуации, научают любить ближнего, не обижать слабого, беречь природу. Таким произведением и является притча. Научение с помощью притчи чему-то происходит не навязчиво, как бы само собой, здесь всё ясно и понятно.
С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения притча есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. [методика] Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – иносказательный рассказ с по-учительный выводом [энциклпедич, с. 520]
Достоинством притчи является чёткий выраженный сюжет и маленький объём, что позволяет педагогу организовать работу даже с воспитанниками учреждения дошкольного образования. Притча - это научение, взятое из повседневной жизни, научает детей осмысливать своё поведение, развивают способность к сопереживанию, стремление жить по совести; воспитывают такие качества, как милосердие, терпимость, любовь и дружбу, взаимопонимание, трудолюбие. Притча – это семя нравственности. Попав в душу ребёнка, оно обязательно в будущем прорастёт и даст свои всходы. Дети находят смысл притчи мгновенно, не производя анализ произведения, т. е. используют метод «озарения».
Притчи бывают самые разные: духовные, бытовые, изотерические, но всех их объединяют два главных принципа: краткость и мудрость [методика]
Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины. Короткие притчи можно читать детям каждый день и каждый раз они будут встречаться с новой интересной, поучительной историей, которая навсегда останется в памяти. Притча использую для мотивации в начале занятия, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него, для обсуждения той или иной темы, или для рефлексии в конце занятия.
Вот несколько приёмов работы над притчей:
Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Основной приём-это незавершённость повествования.
Притча без названия - обсуждение после прочтения притчи, как она могла бы называться.
Приём «Облака мыслей» (автор Ш. Амонашвили) - дети слышат название притчи, обдумывают и высказывают все, что приходит в голову в связи с этой темой.
Приём «Шаг за шагом» - используется в качестве приема-рефлексии. Необходимо пройти к доске и на каждый шаг попробовать дать ответы на вопрос, чему научила притча, о чем заставила задуматься. Можно предложить детям найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.
При этом притчи не должны учиться наизусть, навязываться дошкольникам в качестве готовых рецептов, они должны способствовать обсуждению, научению. Для работы с детьми приоритетно использую притчи из книги монаха Варнавы (Е. Санин) «Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 6».
Притчи – это редкий жанр во всей мировой литературе, жанр, который практически не используется в учреждении дошкольного образования. Считаю, что эти короткие иносказательные и поучительные рассказы помогают человеку взглянуть на себя как бы со стороны, задуматься о жизненных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы. Притчи можно и нужно вводить в образовательный процесс учреждения дошкольного образования.
Литература:
1. Методика работы с притчами. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izuchaemorkse.blogspot.com/2013/02/blog-post_1721.html – Дата до-ступа: 02.03.2020
2. Монах Варнава. Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 6.. Монах Варнава (Е. Санин). – УКИНО : Духовное преображение, 2013. – 256 с.
3. Орлов, Ю. М. Научение. Становление человека. / Ю. М Орлов. - М. : Слайдеинг, 2006. – 104 с.
4. Тлумачальны слоўнік беларускай літаратурнай мовы / М. Р. Суднік, М. Н. Крыўко, - Выд. 2-е. – Мінск : “Беларуская энцыклапедыя” імя П. Броўкі, 1999. – 783 с.