Раиля Курамшина
Конспект занятия в подготовительной группе «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звуко-фонематического ряда»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга.
Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе по речевому развитию на тему: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»
Воспитатель:
Курамшина Раиля Рамисовна
Санкт-Петербург
2015 г.
Цель занятия :
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Фонетика, Звуки и буквы русского языка, Построение звуко-фонематического ряда“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Научить определять звуки и буквы в словах и проводить звукобуквенный анализ.
Задачи занятия :
Познавательное развитие:
1. Закрепление знания количества букв в русском языке.
2. Закрепление знания о гласных и согласных звуках.
3. Выделение гласных и согласных звуков, а также знаков Ь и Ъ на письме.
4. Создание условий для формирования представления о том, что в слове количество букв и звуком может совпадать или не совпадать.
5. Выстраивание звукофонематического ряда слова цветными фишками, правильно определив цвет (красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный, черный – ь, ъ.).
Речевое развитие:
1. Развитие фонематического восприятия гласных и согласных звуков.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Закрепление умения складовым способом выстраивать слова при помощи кубиков Н. Зайцева.
4. Вырабатывание техники бесслогового чтения по карточкам Г. Домана.
5. Развитие навыков грамотного письма.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитание умения работать в течении всего занятия.
2. Воспитание умения взаимодействовать друг с другом.
3. Вырабатывание умения слушать и слышать друг друга.
4. Воспитание чувства патриотизма к России и гордость к русскому языку, как к языку межнационального общения.
Физическое развитие:
1. Развитие ориентировки в пространстве.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование занятия :
Наглядно-демонстрационный материал: кубики Н. Зайцева, карточки Г. Домана, плакат с разделением гласных, согласных и знаков, доска магнитная, цветные магниты, цветные фишки, звуковые светофорики (красный, синий,зеленый).
Ход занятия:
Ребята, у нас сегодня будет необычное занятие. А всё потому, что на нем присутствуют взрослые люди – это методист и воспитатели нашего садика, и ваши родители.
А пригласили мы их для того, чтобы показать, чему мы с вами научились на занятиях по грамоте. Давайте мы с вами пообещаем, что:
Будем отвечать активно, хорошо себя вести
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!
(Дети хором говорят приветствие гостям)
Скажите, пожалуйста, какой язык мы с вами изучаем?
Русский язык.
Русский язык – это национальный язык русского народа. Он является государственным языком в Российской Федерации. В связи с тем, что в России проживают люди различных национальностей, русский язык выполняет функцию межнационального общения.
Мы с ребятами начали изучать один из самых сложных разделов русского языка – фонетику. А сейчас мы вам покажем, чему мы научились. Итак, начнем:
Сколько букв в русском алфавите?
33 буквы
Буквы бывают какими?
Гласные и согласные.
Что такое гласные буквы?
Это те буквы, которые поются и состоят только из голоса.
А что такое согласные буквы?
Это те буквы, при произношении которых используются губы, зубы, язык, нёбо.
Сколько гласных букв в русском языке?
10 гласных
А сколько согласных?
21 согласных
А еще у нас есть знаки…
Ь и Ъ знак, их два
Итого у нас с вами получается 10 гласных, 21 согласных и 2 знака, всё вместе – это 33 буквы русского алфавита.
Ребята! А как на письме выделяются буквы?
Гласные – красные, согласные – синие или зеленые, ъ и ь знаки – черные.
Понятно, а как определить синий это будет согласный или зеленый?
Если после согласного стоит ь знак или гласная буква нижнего ряда е ё ю я и, которая смягчает согласный, тогда выделяем его зеленым цветом, - он мягкий.
Если после согласного стоит ъ знак, буква верхнего ряда а о у ы э, согласная буква или совсем ничего не стоит, то это твердый согласный и выделяем его синим цветом.
Давайте мы с вами попробуем соединить согласный с гласным и определить твердость и мягкость (работа с кубиками Н. Зайцева. Слоги.)
Умнички! Молодцы! Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
Сейчас наши гости будут говорить слова, а мы с вами будем разбирать звуки и поднимать светофорики на каждый звук.
Взрослые предлагают детям слова и дети вместе с педагогом разбирают звуки (гласные – согласные, твёрдый – мягкие). Работа со звуковыми светофориками.
А теперь я вам загадываю загадки, и кто первый отгадает, тот пойдет выкладывать это слово кубиками.
Педагог загадывает загадки на слова: осень, радуга, огонь, море, лес, водопад, закат, горы, река (используются карточки Г. Домана)
Дети смотрят на карточку с написанным словом и выкладывают это слово кубиками. На доске выставлены карточки Г. Домана. На полках выложены слова кубиками Н. Зайцева.
Ребята, давайте посчитаем, сколько букв в данном слове, какие из них гласные и согласные:
Считаем количество букв и записываем на доске рядом с каждым словом. Проговариваем гласные и согласные в данном слове.
Хорошо! Ребята, а давайте теперь каждое слово выложим цветными фишками, и мы с вами посмотрим, как вы усвоили пройденный материал по фонетике. Дети цветными фишками выкладывают звукофонематический ряд данных слов.
А теперь проверяем, правильно ли вы построили эти слова.
Педагог выкладывает цветными магнитами на доске звукофонематический ряд всех слов. Каждый ребенок сверяет свой звуковой ряд с выложенным рядом на доске.
Вы большие молодцы! Отлично поработали! А у тех, у кого не всё получилось – не расстраивайтесь! Мы с вами еще поработаем над этой темой!
На сегодня наше с вами занятие подошло к концу. Большое всем спасибо.
Наблюдение:
Смотрим, как каждый ребенок усвоил тему «Звуки и буквы русского языка. Построение звукового ряда». На что нужно обратить внимание при дальнейшем изучении этого раздела, если ребенок не усвоил эту тему – сделать вывод по какой причине (по причине отсутствия или труднодоступности данной темы, продолжить дальнейшее изучение этой темы.
Вывод:
При подготовке к открытому занятию были использованы разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности детей в учебном процессе. Используя в той или иной степени методики Глена Домана и Николая Зайцева, плюс свой педагогический опыт, можно сделать вывод, что тема «Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда» освоена детьми практически полностью. Совокупность всех методик и правильное их преподнесение опытным педагогом обладаем огромными потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, психологическими и воспитательными.