Приложение МААМ

Фольклор как средство развития музыкальных способностей у дошкольников

Ирина Жарких
Фольклор как средство развития музыкальных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В нашей повседневной жизни - в семье, в гостях, на улице - малыши окружены в основном ритмами современной музыки, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Куда бы ни ступил ребёнок, всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бэтмен, черепашки Ниндзя, космические монстры и т. п., - все это вызывает у детей агрессию по отношению к сверстникам. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребёнка чувства гордости и любви к Родине. Поэтому тема моей работы выбрана не случайно.

Публикация «Фольклор как средство развития музыкальных способностей у дошкольников» размещена в разделах

Тема: «ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель: на основе фольклорного материала создать условия для развития у детей музыкальных способностей.

Задачи:

• Расширять представления детей о музыкальном фольклоре как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора

• Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях своего народа

• Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству во всех видах музыкальной деятельности

Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство)

Актуальность: В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он обладает общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом. В дошкольном возрасте именно фольклор непосредственно воздействует на развитие музыкальных способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Использование фольклора дает возможность для эмоционального, познавательного и эстетического развития. Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание.

Адресная направленность: данный опыт может быть использован в практической деятельности музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста.

Новизна: усовершенствование и комбинирование отечественных традиций обучения музыке. Использование эффективных новых методов и приёмов, развивающих программ с целью повышения уровня творческого, эстетического и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки.

Противоречия Работая с детьми, часто сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Поэтому начала поиск новых приемов для воспитания у детей устойчивого интереса посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Для дошкольника необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими народными произведениями, которые стимулируют потребность детей в активном выражении чувств, придают своеобразие музыкальному творчеству. .Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. В процессе пения народных песен у детей развивается активное восприятие музыки, умение искренне, глубоко выразить чувства, переживания. Пение не только развивает музыкальные способности, но и объединяет детей общим настроением, формирует дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Работая над данной темой, поставила перед собой задачу – научить детей любить песню, дать певческие навыки. С этой целью, целесообразно тщательно стала продумывать весь вокальный репертуар, который затем стала использовать в работе с детьми, - и для слушания, и для разучивания, стала расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен,т. к. народная песня обладает художественно - воспитательной ценностью, она не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни, лица у ребят освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. И когда я заинтересовалась этой темой, возникла проблема: как учить детей петь традиционные народные песни, какие им по силам, а какие нет. Проанализировав опыт своих коллег, я пришла к выводу, что фольклорная информация, которую получают ребята от взрослых, важна для воспитания у детей музыкальных способностей, а также формирования социально-коммуникативной сферы.

Научно-методическое обоснование опыта Вопросами приобщения дошкольников к русской культуре занимались многие учёные. Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др. отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающим миром. Фольклор русского народа составляет неотъемлемую часть духовного богатства России. Непреходящей ценности фольклорного наследия посвящены многочисленные исследования, монографии, публикации (Т. А. Агапкина, Т. А. Бернштам, Г. Н. Волков, М. М. Громыко, Л. Л. Куприянова, А. М. Мехнецов, О. А. Пашина, Б. Н. Путилов, А. В. Руднева и другие).Б. М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.

Ведущая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе фольклорного материала и, как следствие, формирования у них предпосылок ценностного отношения к культуре родного края.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Подготовительный этап

• анализ и подбор научно - методической литературы;

• создание предметно - развивающей среды

• разработка рабочей программы фольклорного кружка «Сударушка»;

• подбор музыкально - игрового, литературного, художественного материала

• выявление уровня музыкального развития детей

Практический этап Народное искусство как искусство вообще, многофункционально и одна из его функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые я стараюсь реализовать в полной мере на занятиях, праздниках, развлечениях. Мной разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:

• работа с родителями

• работа с педагогами

• работа с детьми

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: проводятся праздники совместно с родителями; привлекаю родителей к исполнению ролей, изготовлению костюмов и атрибутов для развлечений и праздников; провожу консультации, мастер-классы («Народные игры и забавы», «Пойте детям колыбельные», «Потешки для малышей», «Играем в народные игры» и т. п. ,устраиваю выставки детских работ.

Работу по данному направлению веду в тесной взаимосвязи с педагогами. Совместно с воспитателями старших групп мной были разработаны и реализованы проекты:- «Мы живем в России»- «Моя малая Родина»- «Осенний калейдоскоп» Проведены консультации и мастер-классы для педагогов: «Хороводные песни, игры и танцы: традиции и современность», «Роль хороводов в музыкальном развитии детей», «Игры звуками», «Влияние народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» и т. д.

Работу с детьми веду по двум направлениям:

• Непрерывная образовательная деятельность

Фольклорные праздники и развлечения

Применяю в работе следующие методы:

• Наглядный

• Словесный

• Наблюдение

• Анализ Приемы, используемые мной в работе:

• Побуждения

• Предложения

• Совместного поиска

• Помощи Основной формой систематического образования детей дошкольного возраста является непрерывная образовательная деятельность. Элементы народного фольклора я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Цель: развивать у детей умение ритмично и красиво выполнять тот или иной танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки. Очень важно научить детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: дробный (топающий) шаг, простой хороводный шаг, шаг с притопом с движением вперед, переменный, приставной боковой шаг, тройной шаг. Обучение строю в игровой форме, можно придумать сюжет, рассказ. Например, топающий шаг – прогулка по первому снегу, хороводный шаг – гуляние по лугу, по осеннему парку. В этот раздел так же ввожу разучивание таких танцевальных элементов народных хороводов, плясок, как «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», «верёвочка», полуприседания и др.

Раздел «Развитие чувства ритма, музицирование»

Цель: развивать чувство ритма, формировать навыки игры на народных музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Практика показывает, что дети проявляют наибольший интерес к игре на народных музыкальных инструментах : ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках, дудочках и др. инструментах. Это стимулирует детей к активному выражению чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают русские народные песни («Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», и др., сопровождая их игрой на народных музыкальных инструментах, при этом у них появляется стремление активно реализовать себя в музицировании. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир звуков, у них улучшаются: качество пения (они чище интонируют, качество музыкально-ритмических движений (дети чётче воспроизводят ритм).

.Раздел «Слушание музыки»

Цель: развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж. В данном разделе я знакомлю детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни и провожу с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах. Также, прививается детям интерес и любовь к русским народным инструментальным произведениям. Как образцы, даю на слушание произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». На данном этапе дети учатся вникать в музыкальный образ, сравнивать и анализировать характер произведений, при этом обращаю внимание на то, что высказывания должны быть развернутыми. Задаю различные вопросы по теме, заставляя детей задумываться, сопоставлять, сравнивать, делать обобщение, вывод. В этом же разделе знакомлю детей со звучанием русских народных инструментов. Дети очень заинтересовываются не только звучанием музыкальных инструментов, но и их внешним видом. Поэтому обязательно использую наглядный показ, это либо картинки с изображением инструментов, либо презентация. Для закрепления у детей знаний народных инструментов я применяю музыкально-дидактические игры : «Определи инструмент по звучанию», «Музыкальное лото», «Убери лишний инструмент», «Собери картинку» («Разрезные картинки»).

Раздел «Пение»

Цель: Формирование устойчивого интереса к пению народных песен. Развитие вокально-хоровых навыков, расширение голосового диапазона на материале песенного фольклора. Данный вид деятельности занимает значительное место в системе работы. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение, отчетливая выразительная дикция, единая манера пения и говора. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу - от простого к сложному. Чтобы научить детей чисто интонировать, я использую простые русские народные детские песенки и прибаутки, такие как, «Солнышко», «Петушок», «Зайка» и др. и на их основе применяю разные методические приемы:

• пение вполголоса;

• пение закрытым ртом (мм);

• вокализируя мелодию (на а-а,

• пение по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую– «про себя»);

• пение по рядам;

• пение без сопровождения (a capella).Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию. Каждый услышанный ребенком звук попевки не проходит мимо его слуха и запоминается. Уже самых маленьких начинаю обучать фольклорному интонированию, при этом использую самые простые, легкие для запоминания песенки. Как принято в народной традиции устной передачи фольклора, практикую разучивание и исполнение песен на слух, с голоса. Мне кажется, что при таком разучивании и исполнении, внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, таким образом, постепенно развивается свобода вокального интонирования. Работая над песней, всегда использую собственный показ: «Пойте, как я». Такой «зеркальный» приём способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному исполнению Большое внимание необходимо уделять дикции. Объяснять детям, как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» ( таких слов очень много в русских народных песнях: «уродилася», «умывалася», «собиралася», «поклонюся» и т. д.). В работе с детьми над внятным и правильным произношением слов помогут русские народные скороговорки, например: «Вставай, Архип, петух охрип», «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок», «Проворонила ворона вороненка», «Шесть мышат в камыше шуршат», «Наш Полкан попал в капкан» и др. Работая над ритмическим рисунком песни, можно использовать хлопки, шлепки, притопы в ритме песни, шумовые музыкальные инструменты (бубны, ложки, палочки, кубики).Необходимо, чтобы работа над пением проходила эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись. Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Сидит Дрёма», «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Валенки», «Где был, Иванушка?», «Ходила младешенька по борочку» и т. д. Такие песни дети быстро выучивают и запоминают.

Раздел «Танцы, игры, хороводы»

Цель: развивать на основе народной музыки координацию движений и чувство ритма. Развивать умение передавать в движениях характер музыки, способствовать творческому самовыражению путем исполнения в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей. Подбирая музыку для движения, нужно исходить из того, что она должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как, например, ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражены музыкальные фразы. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения. Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», «Сударушка», «Русский танец с ложками», танец «Яблочко» и др. В данный раздел обязательно включаю русские хороводы с пением. Это форма исполнения народной песни с выражением ее содержания в хореографическом движении («А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина», «Травушка-муравушка», «Ой, бежит ручьем вода» и др.). Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Хороводы, созданные на основе русских народных песен, разнообразны как по характеру, так и по содержанию они воспитывают эстетический вкус, прививают высокие нравственные чувства, развивают слух и голосовые возможности ребёнка. Они имеют большой потенциал не только в сфере музыкального воспитания, но и в развитии познавательного интереса, обогащении и расширении кругозора, патриотическом воспитании. Содержание хоровода знакомит детей с бытом, традициями, повествует о жизни русского народа, рисуя красоту русской природы, решая проблему патриотического воспитания, например хоровод «Во поле береза стояла» рассказывает о том, откуда появились русские народные инструменты: балалайка, гудочки, из чего их смастерили. Хороводы даже у самого застенчивого ребёнка вызывают желание проявить себя.

Игры также являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. На занятиях может использоваться большое количество народных игр. Детям очень нравятся такие русские народные игры: «Колпачок»,«Ворон», «Горелки», «Жмурка», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Воротики», «Гори, гори ясно», «Заря-заряница», «Займи место» и др. Народные игры доступны и понятны для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Также музыкально – фольклорные игры развивают творческое воображение, вызывают стремление к деятельности, формируют внутренний духовный мир ребенка и побуждают к творчеству. В дальнейшем дети выполняют движения самостоятельно, добавляя свои элементы движений, стараясь выразить определенный игровой образ. Наряду с традиционными формами организации занятий, для осуществления поставленной цели по приобщению дошкольников к русскому народному музыкальному наследию применяю современные инновационные технологии. Это - технология проектной деятельности и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Данные технологии являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, позволяет приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядных ресурсов и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяют вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору.

Анализ результативности

• Создана система развития музыкальных способностей детей на основе музыкального фольклора.

• Разработаны эффективные методы и приемы развития музыкальных способностей на фольклорном материале.

• Обогатилось методическое обеспечение по данной теме.

Результативность

Результативность работы по развитию музыкальных способностей детей на основе народного фольклора подтверждается наличием заметной положительной динамики. Сентябрь 2020 г: высокий уровень - 20%, средний - 56%, низкий уровень -24%. Май 2021 г: высокий уровень - 35%,средний- 65%, низкий уровень- 0%.Дети владеют знаниями, умениями и навыками:

• выразительно произносят текст в разных темпах, с разными интонациями

• ориентируются в пространстве, выполняют народные танцевальные движения

• знают основные календарные праздники

• передают эмоционально - образное содержание песен

• активно, ритмично, без напряжения, на опертом дыхании декламируют песенные тексты

• передают ритмические рисунки разучиваемых песенок хлопками, шлепками, простукиванием

• инсценируют игровые песни

• исполняют на ДМИ сольно и в оркестре народные мелодии

• знают народные игры, считалки, загадки, поговорки

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: применение в образовательной деятельности народного фольклора способствует не только развитию музыкальных способностей детей, но и формированию у подрастающего поколения социально - нравственных норм, а также приобщению ребят к культуре и традициям своего народа.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Нетрадиционное рисование полиэтиленовым пакетом и втулкой как средство развития творческих способностей у дошкольниковНетрадиционное рисование полиэтиленовым пакетом и втулкой как средство развития творческих способностей у дошкольников «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника» О. Роден Детство - очень важный период в жизни детей.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4-5 лет «Чудо паровоз» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство развития музыкальных способностей у дошкольников
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 21:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство развития музыкальных способностей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жарких (УИ 1208312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД