Ольга Гейкер
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста
▼ Скачать
«Физкультурно-оздоровительная работа
с детьми раннего возраста»
Забота о физическом развитии ребёнка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия.
Исследователи в области физического воспитания детей раннего возраста (Т. И. Осокина, С. Я. Лайзане, В. А. Шишкина и др.) отмечают, что на втором и третьем году жизни нужно не развивать какие – то определенные способности, а укреплять различные мышечные группы, упражнять соответствующие нервные центры по управлению их работой и вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Грамотно организованная двигательная активность ребёнка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечнососудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения, стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Охрана и укрепление психофизического здоровья детей – основная задача дошкольного образовательного учреждения, решаемая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Учёные отмечают стабильную тенденцию ухудшения здоровья детей, начиная с дошкольного детства. В связи с чем, организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада имеет в настоящее время особую актуальность.
Особую значимость данная работа имеет с детьми 1,6-3 лет, так как фундамент здоровья человека закладывается непосредственно в раннем возрасте. Формирование здоровья ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от того, какая работа и насколько эффективно проводится педагогами группы в этом направлении.
В своей работе мы руководствуемся задачами образовательной программы ДОУ. В частности, образовательная область «Физическое развитие» предусматривает:
1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
2) Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
3) Правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
4) Овладение подвижными играми с правилами, элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании привычек).
Организуя работу с детьми, прежде всего, мы учитываем возрастные особенности детей группы и целевые ориентиры развития детей раннего возраста. У ребенка к 3 годам должна быть развита крупная моторика. В этом возрасте дети активно овладевают основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами) в разных формах двигательной активности, сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки. У них формируются следующие умения: выполнять ходьбу и бег с согласованными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Дети закрепляют навыки ползания, лазанья, разнообразных действий с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). У них развивается желание выполнять физические упражнения на прогулке, стремление играть в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями, способствующими совершенствованию основных движений.
При этом мы учитываем, что организм детей ещё недостаточно окреп, и дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объём лёгких детей пока небольшой и дети вынуждены делать частые вздохи и выдохи. Поэтому наша работа имеет физкультурно-оздоровительный характер.
Цель организуемой нами физкультурно-оздоровительной работы - развитие различных видов движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) и укрепление здоровья детей раннего возраста.
При организации работы мы руководствуемся следующими дидактическими принципами:
1) Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
2) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
3) Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, сотрудничества с семьей;
4) Принцип возрастной адекватности дошкольного образования.
Оздоровление детей – целенаправленная, систематически спланированная работа в группе. Мы используем:
1. Физические упражнения: применяем во время утренней гимнастики, физкультурных занятий, при проведении подвижных игр и физкультминуток.
2. Профилактика: включает дыхательную гимнастику, сон без маек, самомассаж и хождение по коррекционным дорожкам.
3. Закаливание: происходит в процессе умывания, мытья рук водой комнатной температуры до локтя, босохождения, игры с водой.
4. Музтерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов, пение и музыкальную театральную деятельность.
5. Физиотерапия: ежедневно по графику включается бактерицидная лампа в группе и в спальне на 10 минут.
На период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ мы проводим аромотерапию (с помощью лука и чеснока) и применяем эфирные масла. Эфирные масла, обладающие противогриппозным действием (мята, лаванда, шалфей, хорошо использовать во время приема детьми пищи, а в спальных комнатах - применять масла с расслабляющим и успокаивающим действием (полынь, лимон, лаванда, котовник, розовое масло, фенхель). Использовать масла можно в процессе утренней гимнастики, дыхательной гимнастики после дневного сна, на физкультурном занятии и других видах деятельности. Основным требованием будет влажная уборка и проветренное помещение. В своей работе, возможно, использовать этот метод после согласования с педиатром и родителями.
Методика ароматизации воздуха предельно проста. Флаконы из темного стекла или банки из-под крема с завинчивающимися крышками наполняют
растительным маслом (4 мл) или поваренной солью, смешанной с песком кремния в соотношении 4:1, добавляют по две-три капли эфирных масел соответствующего действия. Флаконы открывают на время приема пищи или сна в течение двух месяцев в периоды сезонного повышения числа случаев ОРЗ у детей.
Отмечены позитивные изменения в поведенческих реакциях: дети быстрее засыпают, сон становится более спокойным и глубоким. Период бодрствования проходит активно, аппетит хороший. Таким образом, можно рекомендовать использовать эфирные масла этих растений с целью оздоровления детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Одним условием воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня. Все режимные процессы: прием детей, утренняя гимнастика, умывание, прием пищи, подготовка ко сну, зарядка после дневного сна проводятся нами ежедневно.
У нас подобраны комплексы утренней гимнастики для развития основных движений и поднятия эмоционального настроения у детей. В комплексы включены разные виды ходьбы, бега, прыжки, подскоки на месте с продвижением вперед; общеразвивающие упражнения. Мы постоянно включаем в утреннюю гимнастику уже разученные упражнения.
Во время зарядки и на занятиях по физкультуре применяю пособия : погремушки, султанчики, мячи, ленточки и т. д., которые не только повышают интерес детей, но и улучшают качество движений и создают у детей бодрое настроение.
Постоянно организуем работу по воспитанию культурно - гигиенических навыков. Так, процесс умывания детей сопровождается чтением потешек.
Так как физическое здоровье во многом зависит от психического состояния ребенка, то при организации физкультурных занятий мы создаём эмоциональную, радостную обстановку, используем элементы занимательной физкультуры.
Для меньшей заболеваемости детей в адаптационный период организуется щадящий режим. Для детей в этот период мы используем увлекательные подвижные игры и физ. минутки: «Встань малыш еще разок», «Большие ноги», «Помашем флажками» и т. д.
Для пробуждения интереса к физической культуре мы обучаем детей различным движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, игровых образов, подражательных действий. Например – как ходит, рычит медведь; как зайка прыгает; как лошадка скачет; как птичка летает и т. д.
Для поддержания интереса малышей к выполнению движений, мы сопровождаем образовательную деятельность по физической культуре песенками, чтением стихов, потешек.
Основным фактором, формирующим здоровья ребенка, является двигательная активность. Движения являются биологической потребностью растущего организма ребенка.
Прежде всего, решаются оздоровительные задачи. Наиболее значимы дыхательная, пальчиковая, артикуляционные гимнастики.
Все гимнастики провожу в игровой форме, что способствует формированию у детей положительных эмоций.
Мы считаем, что воспитанию здорового ребенка большую роль играет правильная организация питания: сервировка на столах, наличие бумажных салфеток для вытирания рта после приема пищи, проговаривания меню, спокойная обстановка.
В работе по оздоровлению детей провожу гимнастику после дневного сна с закаливающим эффектом.
Вследствие этого, родители стали принимать активное участие в жизни группы по оздоровлению наших детей.
С помощью родителей пополняется физкультурно-оздоровительная среда группы.
Мы считаем, что наш опыт работы будет интересен для педагогов ДОУ, непосредственно работающих с детьми раннего возраста.
В заключении хочется отметить тот факт, что предложенная система здоровьесберегающего взаимодействия позволяет успешно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям дошкольной организации, сдерживать рост заболеваемости детей, повышать эффективность физкультурно-оздоровительной работы в группе раннего возраста и творческую активность педагогов.