Татьяна Рязанова
«Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича как средство развития речи и логического мышления детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Автором «Развивающей предметно-пространственной среды Фиолетовый лес» является, Вячеслав Вадимович Воскобович. Инженер – физик по образованию, он всецело отдался в воспитание собственных сыновей, а игры начал изобретать во времена советского дефицита. Развивающие игры Воскобовича производятся и сегодня, их количество уже переросло за пятьдесят.
Публикация «„Фиолетовый лес“ В, В, Воскобовича как средство развития речи и логического мышления детей с ОНР» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Логическое мышление
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
Главным навыком, который усердно тренируется во время игрового процесса, является навык понимания во время практики. То есть во время практических занятий максимально плавно прокладывается тропа к теории. Методика Воскобовича дает максимально общее развитие личности, интеллекта, таланта. Особое внимание педагогом уделяется именно последнему пункту, так как выполнение большинства заданий требует проявления креатива, подключения воображения.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС-это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания.
Цель: развитие у дошкольников логического мышления, развития речи, познавательной активности через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес». Основные принципы технологии : Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка.
Второй принцип - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Третий принцип- раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.
При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.
С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и всяческие персонажи, о которых складывают легенды.
«Фиолетовый лес» разбит на области, в которых действуют свои персонажи и играют в определенные игры. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Таким образом игровая среда мобильна и многофункциональна.
Сейчас я бы хотели Вам рассказать сказку, с чего начался «Фиолетовый лес». Изначально, как Воскобович придумал Фиолетовый лес!
«Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белому свету день, второй, третий, и вдруг — навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг Голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крыльями, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в «Фиолетовый Лес». И вот мальчик Гео стоит на пороге «Фиолетового леса», а вокруг какие-то непонятные огромные деревья, кусты, следы и ему так хочется войти, но он боится. кто знает, что его там ожидает.
Вот такая сказка про «Фиолетовый лес».
Формы работы в «Фиолетовом лесу» могут быть самые разнообразные:
- специально организованная деятельность:
- занятия,
- решение проблемных заданий,
- придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы,
- сочинение и пересказ и заучивание загадок, сказок, стихотворений,
- свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В. В. Воскобовича, а также героев сказок.
8. Самый главный герой – Волшебный мальчик Гео. С ним игроки пройдут лес от начала до конца. Гео очень похож на настоящего мальчика: он доверчив, смел, любит помогать другим и очень сообразительный.
В СВОЕЙ РАБОТЕ Я НЕ ИСПОЛЬЗУЮ ВСЕХ ГЕРОЕВ взяла несколько – это семь гномов, пчелку Жу-жу, ворон Метр, мальчик Гео, Паук Юк.
Созданы дополнительные герои по русско- народным сказкам. Создан материал по лексическим темам: дикие, домашние животные, птицы.
Данное пособие я использую для решения одной из главных задач умственного восприятия, а именно развития речи детей : в ходе работы пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, помогает становлению и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Фрагмент занятия по развитию фонематического слуха…
Это один из примеров развития фонематического слуха. Еще можно расположить различные картинки в зависимости от темы занятия и попросить найти картинку на заданный звук.
Применяю на занятиях по лексическим темам. (Например, на панно расположена бабочка: Тебе нравятся бабочки? А где они живут? А кто еще живет в лесу? А в нашем лесу живет много разных насекомых? Хочешь узнать, кто здесь живет и, чем они занимаются? (совместно с ребенком рассматриваем, кто еще живет в лесу, составляем описательный рассказ о жителях леса).
Игра «Назови ласково». Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Елка – елочка, яблоня - яблонька и т. д.
Игра «Подбери признак». Цель: учить согласовывать прилагательное с существительным. елка (какая) -, ежик (какой) - … и т. д.
Составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых понятий, например:
Игра «Назови одним словом». Цель: учит классифицировать предметы, пополнять словарный запас, развивает кругозор.
Во время игры пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.
Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря. Например:
Игра «Кто живет в лесу?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Составляем описательный рассказ о животных с применением мнемотаблицы.
Игра «Закончи предложение». Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для, чтобы.
Использование среды «Фиолетовый лес» и дидактические игры в работе воспитателя способствуют развитию речевой активности детей. Учат дошкольников нестандартному мышлению.
Фиолетовы лес можно использовать во всех образовательных областях.