Краснощекова Татьяна
Факторы, влияющие на качество взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время взаимодействие родителей и педагогов считается одной из более острых и своевременных задач в практике дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, беря во внимание общественный статус и локальный климат каждой семьи, проявленный интерес, сопровождающийся запросами родителей о работе ДОУ. Также важно отметить, что в стандарте сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. На представленном рубеже становления дошкольного образования можно говорить о свежей философии взаимодействия семьи и ДОУ, в базу которой заложена идея о том, что обучение и воспитание детей возложено на родителей, а другие социальные институты призваны дополнить данную работу.
Публикация «Факторы, влияющие на качество взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
Главными факторами взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения выступают диалог и системно-деятельностный подход.
Диалог строится на доверии, уважении и признании необходимости учиться друг у друга. Речь идет не только о педагогической консультации, психологическом просвещении родителей (тем более молодых, но и об «обратной связи» – использовании педагогами удачных воспитательных практик, применяемых родителями, и возможности сделать их «достоянием» родительского коллектива детского сада.
Системно-деятельностный подход, как известно, включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, средства (технологии, ресурсы, процесс (поэтапный, среда (пространство, ожидаемые результаты.
Наиболее удачной и результативной формой взаимодействия детского сада и семьи, вовлечения детей в единое социокультурное и предметно-развивающее пространство является проектная, конструкторская деятельность; поэтапная, с учетом возрастных, личностно-индивидуальных особенностей и задатков детей.
Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80 % зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями (и наоборот) может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что в итоге нередко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами.
Коммуникативная компетентность педагога заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления процессом общения.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что педагог может по – разному выступать в процедуре общения:
- во – первых, может быть инициатором;
- во – вторых, субъектом;
- в – третьих, в разных ситуациях выступать или активным или пассивным участником взаимодействия.
Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через правильно организованную систему общения.
Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических задач:
1. обеспечить управляющую роль в процессе общения;
2. придать педагогически целесообразное направление формам общения с родителями;
3. соответственно настроениям, чувствам и деятельности, как своей, так и родителей, создать нужный социально – психологический климат, настраивающий на обсуждение конкретной ситуации.
Существуют устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении:
-оперативность при организации изначального контакта с родителями;
-оперативный подход от организационных процедур (приветствия, приглашения) к деловому и личностному общению;
-отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
-оперативное достижение социально – психологического единства с родителями, формирование чувства «мы»;
-преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым родителям;
-постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать родителей;
-внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние;
-использование речевых и невербальных средств взаимодействия : активное включение мимики, микромимики, контакт глазами;
-умение «транслировать» родителям собственную заинтересованность и расположенность к детям;
-нахождение ярких, притягательных примеров, показ достижений детей;
-понимание ситуативной внутренней настроенности родителей, учет этого состояния, передача им этого понимания;
-достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у родителей потребность во взаимодействии с педагогом.
В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определённую потребность в деятельности, предполагающей общение, т. е. в диалоге.
Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристики различных сторон той проблемы, о которой идёт речь. Спора при этом не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.
Развитию коммуникативной компетентности родителей способствует целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. В частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации. Родители могут играть формальные и неформальные роли в жизни детского сада.
Например:
1. Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
2. Доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы и умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать активное участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения.
3. Сотрудничество родителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.
Таким образом, ключевыми факторами взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в лице педагогов в воспитании подрастающего поколения являются диалог, построенный на доверии, уважении и признании необходимости учиться друг у друга и системно-деятельностный подход, включающий в себя субъект, объект, средства, ресурсы, процесс, среду и ожидаемые результаты.
Для реализации задач эффективного взаимодействия детского сада и семьи, необходимо соблюдение нескольких условий:
1) наличие научно-обоснованной и методически обеспеченной модели управления;
2) дифференцированный подход и вариативность образовательных, обучающих и воспитательных практик в отношении детей и семей, как действующих субъектов взаимодействия;
3) всесторонняя психолого-педагогическая диагностика, мониторинг, динамика технологий и методик;
4) непрерывный профессиональный рост.
Детский сад – это важнейшее звено во всей цепи человекостановления: 1) рождение – 2) детский сад – 3) школа – 4) ВУЗ – 5) трудовой коллектив - 6) общество – 7) новое поколение (семья, дети, внуки, правнуки). И «замыкает» все звенья этой цепи семья.