Татьяна Манукян
Конспект занятия «Есть на земле Республика такая — Адыгея, милая, могучая, родная!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о Республике Адыгея;
развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
систематизировать знания детей о символике государства.
Задачи:
- познакомить с гербом, гимном и флагом Республики Адыгея;
- систематизировать знания детей о быте, культуре адыгейского народа;
Публикация «Конспект занятия „Есть на земле Республика такая — Адыгея, милая, могучая, родная!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Адыгея
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- учить уважать культуру народов, населяющих территорию Республики Адыгея (адыгов, армян, русских, курдов и др.);
- учить внимательно, стоя, слушать гимн Адыгеи;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою многонациональную родину – республику Адыгея.
Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.
Формы организации: Совместные, групповые.
Средства обучения: Компьютер, мультимедиа, наглядный материал.
Интегрируемые области: познание; коммуникации; социализация; художественная литература; физическая культура.
Словарная работа: Родина, Россия, символика, традиция, герб, гимн, флаг, карта.
Предварительная работа: разучивание стихов русских и адыгейских поэтов о Родине, природе; народных игр; рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов: страны, края, района, города; беседы; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карта мира, аудиозапись гимна, иллюстрации герба и флага Республики Адыгея, куклы в национальных костюмах – русских и адыгейских
Ход занятия:
Воспитатель: каждому из нас близко и понятно слово «Родина». Родина — это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь все нам близки и знакомы: язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди. (слайд 1)
Воспитатель: - Кто знает, как называется республика, где мы с вами живём?
Дети: Мы живём в Республике Адыгея.
Воспитатель: - А как называется столица Адыгеи?
Дети: город Майкоп.
«Откуда родом ты?» –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
«Из России,
А если говорить точней –
С Кавказа я.
Там Адыгея - родина моя».
Воспитатель: Правильно. Наша республика входит в состав Российской Федерации, и как у любого субъекта России, у Адыгеи есть флаг, герб и гимн. Давайте рассмотрим флаг Республики Адыгея. (слайд 2)
ФЛАГ-один из важнейших атрибутов республики. Флаг- символ доблести и чести адыгского народа. Флаг Адыгеи в настоящий момент выглядит как прямоугольное полотнище темно-зеленого оттенка. На темно-зеленом фоне можно увидеть двенадцать золотых звезд. Также на полотнище изображены три перекрещенные золотые стрелы, наконечники которых дерзко смотрят вверх. Ширина флага составляет 90 см, а длина – 180.
Кто мне назовет цвет флага Республики Адыгея?
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете где можно встретить флаг Республики Адыгея? Флаг республики поднят на зданиях органов власти нашей Республики Адыгея. Флаг вывешивают в дни праздников, его можно увидеть на парадах. (слайд 3)
Воспитатель: есть у Республики Адыгея еще один важный государственный символ –герб. (слайд 4) Герб- отличительный знак, официальная эмблема Республики Адыгея. Он выглядит как круг, сверху обрамленный лентой. На ленте содержится надпись «Республика Адыгея» на русском и адыгейском языках. С ее боковых сторон можно увидеть початки кукурузы и золотистые колосья пшеницы (слева, листья клена и дуба (справа). В нижней части ленты находится аббревиатура слов «Российская Федерация». Над аббревиатурой нарисован национальный стол (анэ) с хлебом и солью. В середине ленты можно увидеть большую звезду. В середине круга изображен Сосруко – прославленный герой из нартского эпоса. Он сидит на огненном летящем коне, держит в руке горящий факел. Факел Сосруко похитил у богов для того, чтобы обеспечить людей огнем. Огненные лучи будто бы рассыпаются звездами по небосводу. Всего можно насчитать 12 звезд.
Воспитатель: есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?
Дети: Гимн — это главная песня нашей Республики Адыгея.
Воспитатель: Гимн Республики Адыгея — это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн Республики Адыгея очень красивый и величественный. А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна?
Дети: когда звучит гимн, все присутствующие встают, нельзя разговаривать.
Воспитатель: правильно ребята, таким образом граждане проявляют уважение к гимну, к своей стране. Давайте послушаем гимн стоя.
Звучит аудиозапись гимна.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания о символики нашей Республики Адыгеи. Дети, что такое символика?
Ответы детей: Это флаг, герб и гимн страны.
Д/и «Собери картинку».
(На столах лежат прямоугольники из картона разных цветов (3-4 цвета для каждой команды, по 15 звёзд жёлтого цвета и по 5 стрел желтого цвета (для каждго ребенка)
Воспитатель: у вас на столах лежат предметы. Вам нужно выбрать из лежащих перед вами предметов нужные и при помощи клея составить флаг Адыгеи.
оспитатель: Вы наверно устали, давайте немного разомнёмся.
Физминутка:
В большой стране, на маленькой земле,
Живёт народ мой, мудрый и отважный. Руки вверх и через стороны вниз.
И учит сыновей сидеть в седле,
Чтоб стали те джигитами однажды. Правую ногу вперёд и подскоки (имитируя скачки на коне, руки «держат поводья».
Спроси о нас у солнца и зари,
А лучше сам однажды посмотри – Правую руку вверх, затем левую руку вверх.
Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть,
Ты приезжай, и добрым гостем будь! Руку к уху, затем перед собой развести руками.
Воспитатель: Мы с вами узнали о гербе, флаге и гимне нашей Республики. А кто мне скажет, какие народы живут в Адыгее?
Дети: В Республике Адыгея проживают адыги, русские, армяне, курды.
Воспитатель: Правильно. Адыгея многонациональная гостеприимная республика, где уже много веков мирно проживают более 100 различных национальностей. Основную часть населения составляют русские, адыгейцы, армяне. Коренным населением являются адыги.
К нам сегодня в гости пришли куклы в красивых костюмах. Давайте вместе рассмотрим их. (показывает кукол в адыгейских костюмах)
Ребята! Перед вами национальный традиционный мужской костюм адыгов.
Как вы видите, он состоит из нескольких частей. На тело надевалась рубашка
(джан). Рубашка заправлялась в широкие,
шаровары серого цвета. Обязательной деталью мужского костюма был пояс с
металлическим набором. Носить черкеску без пояса с кинжалом
считалось у адыгов неприличным.
Верхней одеждой служила бурка – длинная войлочная накидка без рукавов.
Головным убором служили папаха.
Обувь состояла из чувяк и сапог.
А сейчас мы посмотрим, как одевались адыгские женщины (рассматривают куклу в женском костюме).
Покрой женского платья (сай) напоминал черкеску:
Его украшали богатой золотой вышивкой, края и низ обшивали галуном.
Обязательным элементом женской одежды был пояс из серебра или
обычного металла, украшенный резным орнаментом, зернью и филигранью.
У женщин, как и мужчин, считалось неприличным ходить без пояса.
Женщины носят высокие остроконечные шапочки с шишаком и изысканно вышитым узором.
Женской обувью служили чувяки и туфли – скамеечки для торжественных
случаев, которые обтягивали бархатом, украшали перламутром и серебром.
Южный край славится своей музыкой. (слайд 5) Шичепшин — старинная адыгская скрипка. Название переводится как «лошадь», «хвост», «инструмент», всё потому, что в качестве струн используются скрученные пучки волос из конского хвоста. Корпус изготавливается из груши, ясеня, клена или липы. При игре её надо держать вертикально, о колено упирая низ корпуса.
Любимейшее развлечение — старинный танцевальный круг адыгэ джэгу. Адыгские танцы исполняются в основном на кончиках пальцев. Это умение воспитывается в течение долгих лет тренировок.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорим о малой родине и ее символах, познакомились с национальными костюмом и музыкальным инструментом.
Как вы понимаете, что такое малая родина?
Дети: Малая родина – это наш край, город, улица, аул, дом, детский сад (ответы детей)
Воспитатель: конечно, малая родина — это то место, где мы с вами родились и живем. Это наш край, город, улица, дом, неповторимая природа, которая нас окружает, памятные места родного села, района, республики, ее культурные и исторические ценности. Нам есть чем гордиться – прекрасна природа нашего края, красивы наши города, аулы и села, богаты полезными ископаемыми недра республики.
Адыгея - родина моя!
Милая, красивая земля.
Многие народы здесь живут.
Между ними дружба и уют.
Жизнь свою я здесь прожить хочу!
Адыгею - родину - люблю!