Людмила Рыбакова
Фотоочерк о выставке в музее «Такая милая брошка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть предметы, которые были с людьми всегда. На заре человечества таким предметом была брошь, вернее, первый и основной ее предок - шипы растений, сколы камней, кость мамонта или рыбы, удерживающие и скалывающие пологи шкуры на бедре первобытного человека.
И, действительно, перевод слова «брошь» с французского означает
«Длинная игла».
Темочки:
С наступлением бронзового века, появляются броши –фибулы –застежки-пряжки у Египтян, Греков, Римлян, Скандинавов, Венгров.
В период Средневековья, брошь переходит в новое качество –Аграф – это уже и заколка, а пряжка, выполняющая не только практическую задачу надежного крепления края одежды, но и предмет украшения и показа социального статуса своего хозяина или хозяйки. На Руси в Средневековье носили Запоны – золотые или серебряные круглые бляхи, украшенные драгоценными камнями.
Брошь терпит преобразования, новации в виде иглы, пружинки-зажима, украшается рисунком, камнями. Но с появлением пуговиц, и нашивок, - брошь уходит на второй план.
И только в период барокко ]брошь становиться самостоятельным украшением.Появление в этом статусе брошь обязана придворной даме, фаворитке короля Людовика ХIII, мадам де Севаньи – писательнице эпистолярного жанра. Она первая отказалась привязывать или пришивать к платью модные в ту пору подвески.
Она придумала первую брошку в виде банта с прикрепленной к нему подвеской. Тип этой брошки трансформировался в современную модель:
Такую брошку можно было легко пристегнуть в нужное место на платье. Брошь мадам де Севинье вызвала настоящий бум среди французских модниц. XVII век привносит в историю броши тайный смысл. В этот период при дворе французского короля становится модным использовать броши в дворцовых интригах. Любая дама высшего света обладала несколькими брошками, чтобы использовать их как тайные знаки, сообщая нужную информацию.
Алмазная брошь на правом плече означала «да», а изящное украшение с рубинами, прикреплённое в районе пышного декольте, означало «не сегодня». Прелестная брошка с лилиями «назначала» свидание в саду, а нежная аметистовая фиалка символизировала встречу в личных покоях сударыни.
Вот такая прелестная история начала популярности броши. С тех самых пор за этим аксессуаром надёжно закрепилась «аристократическая» репутация.
В наши дни волнующий круговорот моды в очередной раз вернул Её Величество Брошь на мировые подиумы.
Маргарет Тэтчер (в прошлом премьер-министр Великобритании) не позволяла себе ничего лишнего, когда дело касалось ее костюмов. Они были строги и лаконичны. «Отдушиной» «железной леди» были именно броши, которые могли иметь абсолютно любую форму и цвет. Так, больше всего Тэтчер ценила украшения в стиле модерн: в ее коллекции можно найти броши в виде цветов, деревьев и насекомых. Тетчер была очень бережливой и аккуратной дамой. Свои украшения, даже из разряда бижутерии, она носила десятилетиями.
Мадлен Олбрайт (в прошлом генсек США) создала дипломатический язык брошей, каждую из которых она использовала с глубоким значением своего отношения либо к событиям, либо к собеседнику, либо к демонстрации своего расположения духа. В коллекции Мадлен 200 брошей. «Читайте меня по моим брошам»,-говорила она.
Коко Шанель обожала броши и ввела в моду разные способы носить их: не только на груди, но и на берете, шляпе, поясе, воротнике блузы, лацкане жакета и даже кармане, брюках, шубе, обуви, а также вместо кулона или пуговиц. Она считала брошь универсальный и элегантный аксессуар на все случаи жизни.
Ориентировочный период происхождения винтажных брошей - двадцатые-восьмидесятые годы ХХ века. В эти годы было особо развито производство и использование дешевых женских украшений вызванное тяжелым послевоенным положением по всему миру и затянувшейся Великой Депрессией. Мало кто мог позволить себе дорогостоящие драгоценности в то время.
И сейчас мы имеем возможность увидеть винтажные изделия, из собрания коллекции брошей Музея декоративно – прикладного и народного искусства, показанную впервые на Выставке «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры» (1930- 1990гг).
Формы у винтажных брошей не являются чем-то определенным, привязанным к какому-либо стилю или направлению. Эти украшения — своеобразный творческий всплеск создателя. На выставке представлены работы мастеров Москвы, Ленинграда, Симферополя, Калининграда, Курска, Костромы, Федоскино, Подольска, Палеха, Мстеры и многих других мест. Разнообразие материала, камней, стекла, фактурного исполнения, а так же сюжетов: растения, птицы, насекомые, фрукты, ягоды, геометрические фигуры и много всякого разнообразия, на первый взгляд простого, но такого неповторимого!
Брошь – одно из немногих уникальных украшений, которое подходит всем без исключения. Во многом, благодаря огромному разнообразию дизайнов, форм и размеров.
А это авторские работы современных мастеров (2017год)
Чтобы выглядеть женственно и модно, можно просто хорошенько покопаться в своих и бабушкиных сундучках, не прибегая к дорогостоящим приобретениям. А так как сегодня все больше набирает обороты винтажная тема, поэтому броши будут всегда кстати!