Татьяна Скрягина
Если скоро в детский сад
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство родителей считает, что подготовить ребёнка к школе необходимо. Но мало кто задумывается о том, что готовность к детскому саду не менее важна. Ошибочно мнение, что решить многие проблемы, связанные с поведением и общением ребёнка со сверстниками можно, отведя малыша в детский сад.
В последние годы получило распространение странное мнение, что лучше отдавать ребёнка в детский сад до трёх лет – якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Ну что здесь сказать: как правило, ясельные дети - это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твёрдо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.
Публикация «Если скоро в детский сад» размещена в разделах
Поэтому сразу хочется отметить: если у Вас есть возможность посидеть с ребёнком до 3-4 лет, не отказывайтесь от неё. Здесь же хочется сказать, что рождение второго ребёнка – это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет Вам уже не обузой, а помощником: принести – унести одеяльце, пелёнку, погреметь погремушкой. Налаженный с детства контакт между детьми – это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.
Если Ваше решение отвести ребёнка в детский сад находится на стадии обсуждения, имейте в виду, что детский сад не является той обязательной ступенью в развитии ребёнка, через которую должен пройти каждый. Скорее это вынужденная необходимость, продиктованная обстоятельствами. Самостоятельность и умение общаться со сверстниками не хуже развиваются и при домашнем воспитании (если родители серьёзно и вдумчиво относятся к этим вопросам, а уж об общей эрудиции, интеллектуальном развитии, психологическом комфорте и говорить не приходится.
Обратите внимание на режим дня ребёнка. Он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребёнок уже не спит днём, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: в слова с самим собой, вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счёту, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.
Постарайтесь приучить ребёнка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов – время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: «перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном».
Вашего ребёнка сложно накормить?
Приходилось бороться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте Вашего ребёнка к детсадовскому питанию, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если Ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть всё побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты – это серьёзный повод задуматься о возможности посещения ребёнком детского сада. В любом случае, о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близким, хорошо знакомым человеком. Если после того, как мама ушла, ребёнок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания. «Почётной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («А ну-ка неси мою «рабочую» сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?», а так же такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.
Однако, встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствие мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребёнка, нежелание увидеть в его поведении манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации своё внутреннее состояние должна изменить сама мама.
На практике лучше всего приучить ребёнка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребёнка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к Вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, как много вы успели сделать, потому что он помог Вам.
Проследите, как ребёнок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируется. Отдавая ребёнка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотёк.). Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросите разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
Хорошо, если у вас дома образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговорённого времени дети не могут покидать Вашу самодельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.
Два слова хочется сказать об игрушках. Приучите ребёнка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывёт жадиной или всё время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.