Алена Тропина
Конспект НОД «Египет — страна загадок» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
«Египет – страна загадок»
с детьми подготовительной к школе группы
Цель: развивать познавательную активность
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с цивилизацией Древнего Египта;
Создать условия для мотивации и активизации познавательной деятельности, проявления инициативы;
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД „Египет — страна загадок“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Продолжать учить детей использовать аргументы, речь – доказательство;
Развивать мыслительную активность, ориентировку на листе бумаги, умение наблюдать, анализировать, делать простейшие выводы и умозаключения, словарь (мумия, фараон, сфинкс, египтянин и др.);
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, доброжелательные отношения в коллективе, толерантность к людям разных национальностей.
Материал:
М/м презентация «Египет» (картинки с изображением египтянина, фараона, египетского храма, сфинкса, богов-животных, иероглифов, пирамиды, картины с изображением реки Нил, пустыни, фигурка сфинкса, карта мира); игра «Флаги мира», глобус; сувениры из Египта, кубики, набор путешественника.
Оборудование:
М/м проектор, экран, компьютер, аудиозапись египетской музыки, магнитофон, столы, стулья, цветные карандаши, лист – задание.
Ход:
(Дети сидят полукругом, использование мультимедийной презентации)
I Вводная часть
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в очень древнюю страну, которая находится на севере Африки. Эта страна называется Египет (показ страны на глобусе). В Египте живут очень добрые и гостеприимные люди – египтяне. Их предки прекрасно знали математику, астрономию, медицину. Египтяне первые научились делать операцию на глаза. На весь мир Египет прославился своими каменными пирамидами и золотыми песками.
II Основная часть
Ребята, в Египте очень жарко. Дождь там бывает не больше десяти раз в год. Предлагаю вам собрать рюкзак в путешествие. Как вы думаете, что нам пригодится в пути? (детям предлагается набор путешественника: щетка, компас, белый платок, атлас, лекарства, бинокль и несколько ненужных предметов: игрушки, рулетка, перчатки, зонтик).
- Ребята, как вы думаете, почему головной убор именно белого цвета? (белый цвет имеет максимальную отражающую способность, поэтому белые вещи меньше нагреваются на солнце).
Воспитатель:
- Ребята, нам предстоит виртуальное путешествие в самую загадочную и древнюю страну, закройте, пожалуйста, глаза, и мы перенесемся в жаркий Египет (звучит египетская музыка).
Алена Юрьевна: Ребята, я рада приветствовать вас в столице Египта - Каире. Почувствуйте, как здесь жарко, вдохните сухой воздух. Давайте поприветствуем солнце (психологический этюд «Приветствие Солнцу» под музыку):
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак,
То вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод,
А на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
(Встали, руки вверх, потянулись, кистями рук делаем "фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место).
Воспитатель:
- Мы с вами поздоровались с солнцем и богом Солнца Ра. Изображался бог Солнца Ра с соколиной головой, увенчанной красным диском. В одной руке он держит египетский крест, символизирующий вечную жизнь и возрождение; в другой – скипетр – символ божественной власти. Также в мифологии Египта Ра иногда принимает облик феникса, восстающего из пепла. Подобно огненной птице, вечером Ра угасает на западе, чтобы утром заново родиться на востоке.
Воспитатель:
- Ребята, на слайде вы видите материки – Африка и Азия. Египет находится одновременно на двух материках. Большая часть страны – это Африка, и лишь небольшая часть страны располагается в Азии. Практически на 90% страна состоит из пустынь.
- Ребята, посмотрите внимательно на флаг Египта? Как вы думаете, что могут обозначать цвета на флаге? (предполагаемые ответы детей)
- Флаг Египта представляет собой полотно из трех горизонтальных равновеликих полос: красного, белого, и черного цветов, сверху вниз. В центре белой полосы находится герб страны, орел. Орел защищен щитом, и в когтях держит свиток, на котором по-арабски написано название государства («Арабская Республика Египет»). Орел символизирует власть, красоту.
Красная полоса обозначает период волнений, который был омрачен кровопролитием и волнениями. Белая полоса означает революцию, и открыла путь к переходу к республиканской форме правления. Черный цвет символизирует прошлое Египта, когда египтяне были порабощены британскими правителями. Кроме того, черный цвет означает несгибаемый дух народа страны. Дурное обращение с флагом Египта является уголовным преступлением и карается законом, поскольку выказывает неуважение к государственной власти.
Воспитатель:
- Египет – в переводе означает черная земля или страна загадок. И действительно, египетская страна возникла внезапно, словно по взмаху волшебной палочки - и это главная загадка Египта! Предлагаю вам познакомиться с одним из самых огромнейших городов мира – столицей Египта – Каиром.
Видео «Столица Египта – Каир»
- Скажите, как вы думаете, почему слово «Египет» переводится как черная земля? Ведь страна располагается в пустыне? (предполагаемые ответы детей)
А все потому, что через пустыню Сахара течет великая река Нил, а по берегам этой реки и расположилась страна Египет. Ведь жизнь возможна только там, где есть вода! Нил, 2 раза в год выходит из своих берегов и выносит на берег необходимые для земледелия удобрения - жирный черный ил (показ земли). И земля становится черной – плодородной, а значит можно выращивать хлеб и другие растения, пригодные в пищу.
Видео «Нил»
Воспитатель:
- В Египте есть еще одна древняя загадка, так до сих пор до конца и не разгаданная – пирамиды! Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве загробных (гробниц) дворцов для фараонов Древнего Египта. Фараон – это правитель Древнего Египта. Люди хоронили их с почестями. Когда новый фараон приходил к власти, то для него начинали строить пирамиду.
- Но как же строились такие огромные пирамиды, ведь в то время еще не было специальной техники? (предполагаемые ответы детей)
- Все пирамиды строились вручную. Строили их рабы или крестьяне, освобожденные от работ в поле. Пирамиды состояли из множества каменных блоков, вес каждого блока составлял 2,5 тонны!
- Как же люди могли поднимать такие большие камни на высоту, да и просто их передвигать? (ответы детей)
- Ученые сделали предположение, что строители могли обладать специальными знаниями и инструментами, которые им в этом помогали.
Воспитатель:
- Я предлагаю попробовать провести опыт: с деревянными кубиками и цилиндрами (карандашами); а также, с блоком, состоящим из веревки и колеса. Сначала предлагаю попробовать произвести действия с предметами без помощи приспособлений, а затем с их помощью. Кубик прокатывают по цилиндрам (карандашам, постоянно передвигая освободившийся цилиндр (карандаш) вперед (опыт с кубиками и карандашами).
Видео «Как строили пирамиды»
Пирамиды оформляли рисунками (фресками, ставили украшения, посуду, одежду и другие предметы обихода. По ним учёные и узнали, как жили люди на Земле много тысяч лет назад. Вход в пирамиды охраняют Сфинксы.
Воспитатель:
- Наше небольшое путешествие подходит к концу. Давайте все вместе сделаем картину про Древний Египет. Сейчас я вам предлагаю картинки с изображением египтян, сфинксов, деревьев, домов. Их нужно раскрасить, потом аккуратно вырезать по контуру. Обрывки бумаги положить в корзину, а ножницы в баночку. Затем взять кисточку и нанести клей на белую сторону вырезанной фигуры, распределяя его от центра к краям. Работаем клеем только на клеёнке. Поставив кисточку в банку, вы подходите к картине и приклеиваете фигуры на общий лист ватмана.
III Заключительная часть
Воспитатель:
- Ребята, надеюсь, это путешествие для вас было интересным и немного загадочным. Что нового вы узнали? Чем запомнилось вам Древний и загадочный Египет?