Людмила Шкиль
Конспект классного часа «Джеоргуыба — народный осетинский праздник»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое мероприятие
«Джеоргуыба-народный осетинский праздник»
Цели:
- приобщение воспитанников к традиционной
народной культуре посредством народных праздников;
-развивать интерес к малой Родине; традициям Осетии.
-воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к дому, родной улице, городу.
-патриотическое воспитание детей.
Задачи:
Публикация «Конспект классного часа „Джеоргуыба — народный осетинский праздник“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Республика Северная Осетия - Алания
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- рассказать об истории возникновения народного осетинского праздника, об особенностях и обычаях праздника.
Оформление зала, оборудование: плакат о Джеоргуыба; презентация о Джеоргуыба; рисунки по теме.
Подготовительная работа:
1. Составление сценария мероприятия.
2. Подбор музыкальных клипов и стихотворений по данной тематике.
3. Разучивание детьми стихов и песен.
4. Подготовка плаката детьми.
5. Подготовка традиционного стола с тремя пирогами и тремя рёбрами.
Форма: открытыйвоспитательский час.
Воспитанники смотрят презентацию о Северной Осетии.
Ведущий 1
Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, опускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой родники - все это создает удивительную по красоте картину.
А Терек? Можно часами стоять на его берегу, не в силах оторвать взгляда от бешеного бега воды. И уже невозможно представить себе этого края без реки, придающей ему неповторимую живописность и красоту.
Рядом с такой красотой невольно и люди, которым Богом дано жить в этом раю, становятся красивыми.
Олицетворением этойкрасоты являются танцующие в плавном танце парни и девушкив танце «Симд».
Педагог-организатор:
Ежегодно во второй половине ноября в Осетии широко отмечается праздник, посвящённый СвятомуУастырджи- Покровителю мужчин.
Сегодня мы узнаем об истории возникновения этого праздника,об особенностях и обычаях празднования. Мы хотим, чтобы вы ещё больше гордились и любили свою малую Родину.
Ведущий2:
Осетины очень чтят своих дзуаров- святых покровителей, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей занимает Уастырджи - Покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи.
Воспитанники смотрят танец «Симд» в исполнении ансамбля «Алания»
Ведущий 2:
Осетин, где бы он ни был, и чтобы с ним не случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уже за приветственным или свадебным столом вторая молитва непременно произносят во славу Покровителя мужчин. Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков.
Кто же такой Уастырджи?
В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель и изображается в виде старца на белом коне в белой бурке. Уастырджи является посредником между Богом и людьми, среди них появляется в виде нищего старика. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе. Покровитель считается врагом воров, мошенников, и заступником честных и добрых людей.
В сказаниях Святой поддерживает хорошие отношения с нартами. Вместе они участвуют в походах за добычей и в пиршествах. В мифахон является отцом знаменитой красавицы Шатаны.
Для женщин его имя находится под запретом, они называют его иносказательно-Покровитель мужчин.
Воспитанники читают стихи Лены Лавровой «ПраздникДжеоргуыба- народный осетинский праздник».
Он был и он есть
И он будет всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!
Нет не изменим традициям мы!
Так же как прежде духом сильны.
Мы победим лишенья и горе,
Нас воспитали кавказские горы.
Южной Осетии дочки сыны,
Сердце в нас бьётся, а в нём Уастырджи.
Он защищает нас много веков,
С ним не боимся коварных врагов.
Он не покинет нас никогда,
Да здравствует праздник Джеоргуыба!
Увидишь наш праздник
Поймёшь навсегда
Как в осетинах Вера сильна!
Как веселится наш вольный народ
Как он танцует, как он поёт.
Сколько огня в наших глазах.
Сколько энергии в наших словах,
Но не бросают слов громких на ветер
Южной Осетии гордые дети.
Увидишь хоть раз
Будешь помнить всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!
Воспитанники слушают песню ЗаураБагиева «Бараджызараг».
Ведущий 1:
Люди наделили любимого Святого лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т. д.
Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известныРеком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, Святилище ДигорскогоУастырджи и Святилище Джер.
Воспитанники танцуют танец «Хонга».
Ведущий 2:
Уастырджибыл так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходится его праздник, называли «Джеоргуыбайым й» - месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название - «Неделя поклонения Уастырджи».
Начинается празднование в воскресенье с закалывания быка, которого откармливают к этому дню. В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию.
В течение недели почти каждая семья накрывает ритуальный стол, где главное место занимаюттри пирога с сыром, мясо жертвенного животного и черное пенистое пиво. Старший, восседающий во главе стола и прославляя Покровителя в своих молитвах, просит у него мира и здоровья в семье, защиты и благодати для младших, богатого урожая и изобилия на земле Осетии.
Вследующий понедельник устраивают проводы Джеоргуыба : вновь накрывают стол, глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству свою семью, просит счастья младшему поколению, высказывает пожелания встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.
Воспитанники произносят молитвы Уастырджи.
Воспитанник 1:
— Хуыцау, табуД хиц н!
— Оммен, Хуыцау! (вместе)
— О СтырХуыцау! мбалк м нн й, ЦытджынИун гХуыцау, табуД хиц н!
— Оммен, Хуыцау! (вместе)
— н низ, н маст, хъ лдз г, амондджынкуыду м!
— СтырХуыцау, н кувин гт Дынбарсту нт, м н Д хорз ху д!
— Оммен, Хуыцау! (вместе)
Воспитанник 2:
- О,Уастырджи, табу тебе!
И да будут услышаны молитвы наши с приношениями на золотых блюдах!
- Оммен, Хуыцау!
- О,Уастырджи, охраняющий путников!
Благоволи к нашим младшим,
Чтобы они ступали по дорогам жизни твердой стопой,
Руководствуясь крепким разумом.
- Оммен, Хуыцау!
- О могучий и славный Уастырджи!
Будь к ним столь благосклонен,
Чтобы они достойно возвращались под кров,
Который сегодня покидают.
- Оммен, Хуыцау!
- О,Уастырджи, всеведающий!
У которого даже волосы на головах наших сочтены,
Обереги каждого гостя, покидающего дом этот,
Чтобы он невредимым вернулся к родному очагу.
- Оммен, Хуыцау!
Воспитанник 3:
—Уастырджийыбонт сты,
м хуызд рахъазк м нракодта,
Мах д руый мбалкуыду м,
Ах мамондн у д!
- Оммен, Хуыцау!
Ведущий 1:
Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, День Хетага и тд.) в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Эти продукты в неделю Джеоргуба не принято употреблять вообще.
Ведущий 2:
Праздник в честь любимого Святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т. е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов. В последние годы Джеоргуба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. Каждый дом в честь праздника, приглашает соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать общесельскиекувды.
Воспитанники слушают песню Мари Дзасоховой «Осетия моя».
Ведущий 2:
Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть любое торжество: день рождение, юбилей, свадьба. Однозначно можно сказать, что и сегодня любой осетин прежде, чем начать что-либо делать, всегда заручится его поддержкой.
В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ старца верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуыба в Осетии действительно почитается. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых и заручиться счастливой дорогой.
Воспитанники поют песню РаисыХабаевой «Моя Осетия»
Итог:
Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Покровителю Мужчин в своих молитвах. На протяжении многих вековлюди верили, что он всегда поможет нуждающимся. А то, что, праздник Джеоргуыба до сих отмечается с большим размахом, соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.
Воспитанники слушают песню Георгия Бугулова «Цвети Осетия моя».
Педагог-организатор:
Наше мероприятие подошло к концу.
-Что вам понравилось?
-Что именно?
-Что вы узнали нового для себя?
Открытое мероприятие
«Джеоргуыба-народный осетинский праздник»
Цели:
- приобщение воспитанников к традиционной
народной культуре посредством народных праздников;
-развивать интерес к малой Родине; традициям Осетии.
-воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к дому, родной улице, городу.
-патриотическое воспитание детей.
Задачи:
- рассказать об истории возникновения народного осетинского праздника, об особенностях и обычаях праздника.
Оформление зала, оборудование: плакат о Джеоргуыба; презентация о Джеоргуыба; рисунки по теме.
Подготовительная работа:
1. Составление сценария мероприятия.
2. Подбор музыкальных клипов и стихотворений по данной тематике.
3. Разучивание детьми стихов и песен.
4. Подготовка плаката детьми.
5. Подготовка традиционного стола с тремя пирогами и тремя рёбрами.
Форма: открытыйвоспитательский час.
Воспитанники смотрят презентацию о Северной Осетии.
Ведущий 1
Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, опускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой родники - все это создает удивительную по красоте картину.
А Терек? Можно часами стоять на его берегу, не в силах оторвать взгляда от бешеного бега воды. И уже невозможно представить себе этого края без реки, придающей ему неповторимую живописность и красоту.
Рядом с такой красотой невольно и люди, которым Богом дано жить в этом раю, становятся красивыми.
Олицетворением этойкрасоты являются танцующие в плавном танце парни и девушкив танце «Симд».
Педагог-организатор:
Ежегодно во второй половине ноября в Осетии широко отмечается праздник, посвящённый СвятомуУастырджи- Покровителю мужчин.
Сегодня мы узнаем об истории возникновения этого праздника,об особенностях и обычаях празднования. Мы хотим, чтобы вы ещё больше гордились и любили свою малую Родину.
Ведущий2:
Осетины очень чтят своих дзуаров- святых покровителей, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей занимает Уастырджи - Покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи.
Воспитанники смотрят танец «Симд» в исполнении ансамбля «Алания»
Ведущий 2:
Осетин, где бы он ни был, и чтобы с ним не случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уже за приветственным или свадебным столом вторая молитва непременно произносят во славу Покровителя мужчин. Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков.
Кто же такой Уастырджи?
В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель и изображается в виде старца на белом коне в белой бурке. Уастырджи является посредником между Богом и людьми, среди них появляется в виде нищего старика. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе. Покровитель считается врагом воров, мошенников, и заступником честных и добрых людей.
В сказаниях Святой поддерживает хорошие отношения с нартами. Вместе они участвуют в походах за добычей и в пиршествах. В мифахон является отцом знаменитой красавицы Шатаны.
Для женщин его имя находится под запретом, они называют его иносказательно-Покровитель мужчин.
Воспитанники читают стихи Лены Лавровой «ПраздникДжеоргуыба- народный осетинский праздник».
Он был и он есть
И он будет всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!
Нет не изменим традициям мы!
Так же как прежде духом сильны.
Мы победим лишенья и горе,
Нас воспитали кавказские горы.
Южной Осетии дочки сыны,
Сердце в нас бьётся, а в нём Уастырджи.
Он защищает нас много веков,
С ним не боимся коварных врагов.
Он не покинет нас никогда,
Да здравствует праздник Джеоргуыба!
Увидишь наш праздник
Поймёшь навсегда
Как в осетинах Вера сильна!
Как веселится наш вольный народ
Как он танцует, как он поёт.
Сколько огня в наших глазах.
Сколько энергии в наших словах,
Но не бросают слов громких на ветер
Южной Осетии гордые дети.
Увидишь хоть раз
Будешь помнить всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!
Воспитанники слушают песню ЗаураБагиева «Бараджызараг».
Ведущий 1:
Люди наделили любимого Святого лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т. д.
Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известныРеком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, Святилище ДигорскогоУастырджи и Святилище Джер.
Воспитанники танцуют танец «Хонга».
Ведущий 2:
Уастырджибыл так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходится его праздник, называли «Джеоргуыбайым й» - месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название - «Неделя поклонения Уастырджи».
Начинается празднование в воскресенье с закалывания быка, которого откармливают к этому дню. В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию.
В течение недели почти каждая семья накрывает ритуальный стол, где главное место занимаюттри пирога с сыром, мясо жертвенного животного и черное пенистое пиво. Старший, восседающий во главе стола и прославляя Покровителя в своих молитвах, просит у него мира и здоровья в семье, защиты и благодати для младших, богатого урожая и изобилия на земле Осетии.
Вследующий понедельник устраивают проводы Джеоргуыба : вновь накрывают стол, глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству свою семью, просит счастья младшему поколению, высказывает пожелания встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.
Воспитанники произносят молитвы Уастырджи.
Воспитанник 1:
— Хуыцау, табуД хиц н!
— Оммен, Хуыцау! (вместе)
— О СтырХуыцау! мбалк м нн й, ЦытджынИун гХуыцау, табуД хиц н!
— Оммен, Хуыцау! (вместе)
— н низ, н маст, хъ лдз г, амондджынкуыду м!
— СтырХуыцау, н кувин гт Дынбарсту нт, м н Д хорз ху д!
— Оммен, Хуыцау! (вместе)
Воспитанник 2:
- О,Уастырджи, табу тебе!
И да будут услышаны молитвы наши с приношениями на золотых блюдах!
- Оммен, Хуыцау!
- О,Уастырджи, охраняющий путников!
Благоволи к нашим младшим,
Чтобы они ступали по дорогам жизни твердой стопой,
Руководствуясь крепким разумом.
- Оммен, Хуыцау!
- О могучий и славный Уастырджи!
Будь к ним столь благосклонен,
Чтобы они достойно возвращались под кров,
Который сегодня покидают.
- Оммен, Хуыцау!
- О,Уастырджи, всеведающий!
У которого даже волосы на головах наших сочтены,
Обереги каждого гостя, покидающего дом этот,
Чтобы он невредимым вернулся к родному очагу.
- Оммен, Хуыцау!
Воспитанник 3:
—Уастырджийыбонт сты,
м хуызд рахъазк м нракодта,
Мах д руый мбалкуыду м,
Ах мамондн у д!
- Оммен, Хуыцау!
Ведущий 1:
Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, День Хетага и тд.) в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Эти продукты в неделю Джеоргуба не принято употреблять вообще.
Ведущий 2:
Праздник в честь любимого Святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т. е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов. В последние годы Джеоргуба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. Каждый дом в честь праздника, приглашает соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать общесельскиекувды.
Воспитанники слушают песню Мари Дзасоховой «Осетия моя».
Ведущий 2:
Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть любое торжество: день рождение, юбилей, свадьба. Однозначно можно сказать, что и сегодня любой осетин прежде, чем начать что-либо делать, всегда заручится его поддержкой.
В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ старца верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуыба в Осетии действительно почитается. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых и заручиться счастливой дорогой.
Воспитанники поют песню РаисыХабаевой «Моя Осетия»
Итог:
Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Покровителю Мужчин в своих молитвах. На протяжении многих вековлюди верили, что он всегда поможет нуждающимся. А то, что, праздник Джеоргуыба до сих отмечается с большим размахом, соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.
Воспитанники слушают песню Георгия Бугулова «Цвети Осетия моя».
Педагог-организатор:
Наше мероприятие подошло к концу.
-Что вам понравилось?
-Что именно?
-Что вы узнали новог