ирина огурцова
Конспект открытого классного часа в 9 классе «День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси.
Задачи
формировать знания учащихся по истории России;воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, сплочение классного коллектива,развивать умение анализировать исторические факты сопоставлять, делать выводы.
Публикация «Конспект открытого классного часа в 9 классе „День народного единства“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Классный час
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Ход классного часа
1. Рассказ об истории праздника с элементами беседы:
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящён одному из самых патриотичных праздников – Дню народного единства. Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери. Это самая почитаемая икона на Руси. В России ее именуют Заступницей, ведь и сама Богородица считается покровительницей России и помогает как в делах государственных, так и в нуждах отдельных людей. С 2005 года 4 ноября отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. В декабре 2004 года президент России В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Хорошо ли вы знаете события, в память о которых установлен этот праздник? Давайте послушаем сообщение об истории этого праздника.
Выступление учеников с сообщениями:
Ученик 1: С конца 16-го века в России началось так называемое Смутное время – непростое время кризиса для нашей страны.
В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия "прирожденных государей". После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Бориса Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождал их от налогов. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, стараясь удержать рост цен. Но это не помогло. Цена на хлеб увеличилась в сто раз.
Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.
Ученик 2: 13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса, юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.
В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем. Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
Ученик 3: В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Дмитрия Пожарского. Скоро к нижегородцам примкнули и другие города. В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.
Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой Казанская, установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от польских захватчиков. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой и торжеством национального единства. Решено было поставить на царство Михаила Романова, которому на тот момент было 16 лет.
Ведущий. Чем же является 4 Ноября для русского народа?
- Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
4 ноября – это день единства всех российских народов.
2.Беседа о сути праздника:
Ведущий: Ребята, как вы считаете: к чему призывает нас этот праздник?
Примерные ответы учащихся: Этот праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.
Ведущий: В чём состоит суть Дня народного единства?
(Ответы учащихся)
Ведущий: День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочения российской государственности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей в служении обществу.
Ведущий: Для чего нам нужно единство?
(Ответы учащихся)
Ведущий: Правильно. Единство нам нужно для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.
Как вы считаете, что можно сделать, чтобы укрепить единство народа в нашей стране?
(предложения учащихся)
3.Викторина:
Ведущий: Мы узнали много нового, а сейчас давайте проверим, всё ли вы запомнили, и проведём небольшую викторину.
1. Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)
2. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)
3. Кем был Кузьма Минин? (земский староста)
4. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)
5. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)
6. Какие города удалось захватить врагам?
7. Где происходила битва 24 августа? (в Москве)
8. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)
4.Тест «Хороший ли вы друг».
Ведущий: С чего начинается единство народа? С наших взаимоотношений с другими людьми, прежде всего – в семье, в школе, с друзьями. Все хотят быть хорошими друзьями. Давайте узнаем, удаётся ли это нам. Ответим на вопросы теста о дружбе.
Тест «Хороший ли ты друг?»:
1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих приятелей. Как вы поступите:
а) расскажете их другим людям;
б) расскажете, не назвав имен;
в) оставите при себе?
2. Ваш друг часто берет что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь. Сейчас он хотел бы взять дорогой прибор. Как вы поступите:
а) дадите его;
б) скажете, что его у вас нет;
в) откажете, объяснив причину?
3. Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите:
а) скажете, что и без того собирались купить новые;
б) попросите оплатить стоимость часов;
в) откажетесь от новых часов, но устроите маленький скандал?
4. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы не любите. В таком случае:
а) прекратите видеться с другом;
б) ничего не скажете и будете продолжать дружеские отношения;
в) скажете другу, что он должен выбрать между вами и другим?
5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы:
а) порвете отношения с ним, чтобы не пострадать самому;
б) откровенно поговорите с ним;
в) продолжите дружбу, как прежде?
6. Считаете, что настоящий друг должен:
а) делиться с вами всем;
б) говорить только то, что хочет;
в) оставлять свои мысли и проблемы при себе?
7. Вам известно, что другу нужны деньги, а у вас их достаточно, чтобы ему услужить. Вы говорите:
а) «Возьми их, доставишь мне удовольствие»;
б) «Вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга ничто в сравнении с этим»;
в) «Перебьешься! Надо экономить!»
8. Как поступите, если хотите занять деньги у друга:
а) намекнете издалека;
б) попросите взаймы;
в) ничего ему не скажете?
9. Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит. Тогда вы:
а) скажете, что она ему не идет;
б) скажете, что она ему не идет, и объясните почему;
в) ничего не скажете?
10. Вы считаете, что ваш друг:
а) интеллигентнее вас;
б) менее интеллигентен, чем вы;
в) на том же интеллектуальном уровне?
Подсчет баллов
№ а б в
1 1 2 3
2 2 1 3
3 3 2 1
4 2 3 1
5 1 3 2
6 1 3 2
7 2 3 1
8 1 2 3
9 1 2 3
10 2 1 3
Результаты
1. 21–30 баллов. Вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С полным правом можете надеяться, что при необходимости они придут к вам на помощь. Разумеется, если и вы будете поступать так же.
2. 15–20 баллов. У вас есть друзья, но, как большинство из нас, вы иногда не проявляете в отношениях должного понимания. Когда не знаете, как реагировать, попытайтесь поставить себя на место другого человека.
3. 10–14 баллов. Склонны больше обращать внимания на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта – барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям.
Анализ результатов теста.
5.Конец классного часа:
Ведущий: Сегодня мы с вами говорили о празднике – Дне народного единства. Надеюсь, каждый из вас услышал для себя что-то интересное и полезное. Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Так давайте же будем достойны своих славных предков! Всего вам доброго!