Папки-передвижки

Дыхательная гимнастика для детей 6–7 лет «Дышим, играя!»

Людмила Дербенева
Дыхательная гимнастика для детей 6–7 лет «Дышим, играя!»
▼ Скачать + Заказать документы

«Дышим, играя

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие всей страны. Экологические проблемы XXI века: некачественное питание, загрязненная среда обитания, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы, именно поэтому нам, современным педагогам, необходимо очень внимательно относиться к здоровью каждого воспитанника, постоянно думать о том, как это драгоценное здоровье сберечь и приумножить.

Публикация «Дыхательная гимнастика для детей 6–7 лет „Дышим, играя!“» размещена в разделах

На формирование моего педагогического опыта в организации оздоровительной работы в детском саду оказало влияние то, что я долгое время являюсь тренером-преподавателем по фитнесу, в том числе и дыхательной гимнастики «Бодифлекс», знание физиологии, изучение методической литературы. Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий, прежде всего специально разработанных мною для детей дыхательных упражнений по системе «Бодифлекс», в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.

Мои задачи, как музыкального руководителя – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим эти дыхательные упражнения, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных. Данные аспекты и являются актуальностью выбранной темы. Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями, учителями музыки, инструкторами по ФЗК и воспитателями детских садов.

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много: быстро формируются психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем мире, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Пение объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствуют восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

«Бодифлекс» - комплекс упражнений, основанный на правильном, глубоком, диафрагмальном дыхании и направленный на растяжку и укрепление определенных групп мышц.

Техника «Бодифлекса» состоит из пяти этапов:

1. Плавный выдох ртом с одновременным втягиванием живота.

2. Глубокий вдох носом.

3. Сильный выдох со звуком «пах!», при этом живот снова втягивается.

4. Задержка дыхания на 8-10 секунд с одновременным втягиванием живота («чашка»).

5. Очень глубокий вдох.

С этой техникой дыхания я знакомлю детей в игровой форме : они с удовольствием превращаются в «добрых львов», «любопытных обезьянок», «сдувают шарики», «сжимают мячики», становятся «пылесосами», «чашечками» и т. п., при этом заметно повышается их эмоциональный настрой. По моим наблюдениям, даже совсем непродолжительные, в течение 3-5 минут, но регулярные, занятия дыхательной гимнастикой оказывают на детей заметное психотерапевтическое воздействие (улучшается настроение, исчезает агрессия, излишнее перевозбуждение, дети становятся спокойнее, активизируется внимание).

Для развития певческих способностей своих воспитанников я, опираясь на свою многолетнюю практику тренера-преподавателя по «Бодифлексу» и знания физиологии, выделила из уже известных мне дыхательных упражнений Грир Чайлдрз только те, которые могут развить голосовой аппарат вокалиста и при этом, ни в коем случае, не навредят, а, наоборот, окажут положительное оздоравливающее воздействие на ребенка.

Мне, как тренеру, было известно, что дыхательной технике «Бодифлекс» порой трудно обучить даже взрослых, а как же научить детей? И не просто научить, а чтобы они выполняли это с желанием, с удовольствием. И здесь мне в очередной раз помогли мои любимые педагогические приемы: принцип доступности и постепенности.

Взяв за основу технику дыхательной гимнастики Грир Чайлдрз, очень полезную и эффективную, но предназначенную ранее только для взрослых, я разработала свои специальные, доступные и понятные детям упражнения, а чтобы им было интересно их выполнять, преподнесла все в игровой форме. Это и является новизной моего педагогического опыта.

Чтобы детям легче было освоить основные дыхательные упражнения по системе «Бодифлекс», я придумала пять несложных, подготовительных упражнений.

Подготовительные упражнения:

1. «Мячик прохудился» (свернуть губы трубочкой и медленно выпускать воздух через рот)

2. «Пылесос» (глубокий вдох через нос)

3. «Мячик лопнул» (плотно сжав губы, издать звуки «пах!» и выпустить воздух через рот).

4. «Блюдце» (втягивание живота с задержкой дыхания на 3-5 сек.)

5. «Чашка» (сильное втягивание живота с задержкой дыхания на 5-8 сек.)

После того, как эти подготовительные упражнения стали хорошо получаться у всех детей, то есть они научились правильно дышать, я перешла к трем основным упражнениям, развивающим и голосовой аппарат, и диафрагму, которые я также преподнесла в игровой форме, используя игрушки и иллюстрации.

Основные упражнения:

1. «Добрый лев» (стоя, ноги немного согнуты, руки «лапы льва» -на коленях, язык высунут наружу и вниз, глаза – вверх)

2. «Любопытная обезьянка» (стоя, ноги немного согнуты, руки назад, нижняя челюсть сильно выпячивается вперед)

3. «Кто сильней сожмет мячик?» (стоя, ноги на ширине плеч, ладони сильно упираются друг в друга, локти разведены)

Сначала, при ознакомлении с этими упражнениями, дети выполняют их в режиме произвольного дыхания, потом, по мере овладения этими движениями, я постепенно подключаю дыхательную гимнастику «Бодифлекс».

Очень важно знать:

1. Сначала выполняются 4 этапа дыхательных упражнений, а на задержке дыхания принять одну из основных поз («лев», «обезьянка», «мячик»)

2. Задержка дыхания (5-8секунд)

3. Глубокий вдох

4. Обязательное расслабление (10-15 секунд)

По результатам медицинских исследований Российской Академии Наук, которые проводились среди оперных певцов, дыхательная гимнастика производит оздоравливающее и даже лечебное действие: ускоряет обменные процессы, восстанавливает центральную нервную систему, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет различные деформации грудной клетки и позвоночника, активизирует кровообращение, укрепляет иммунитет. Очень важно для певцов то, что занятия по системе «Бодифлекс» укрепляют и развивают мышцы голосового аппарата: гортань, связки, твердое и мягкое небо, язык, щеки (заметно улучшается дикция). Заметно увеличивается объем легких, за счет чего можно пропевать длинные фразы, не прерывая дыхания (кантиленное пение). Но самое главное, что эти упражнения тренируют самую большую и самую важную для вокалистов мышцу – диафрагму, и развивают наиболее правильное для пения глубокое диафрагмальное (грудобрюшное) дыхание, при котором при вдохе верхний отдел грудной клетки остается спокойным, нижние ребра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдается вперед. Нашим детям присуще, как правило, самое поверхностное, ключичное (верхнереберное) дыхание, при котором они обычно поднимают плечи вверх. Это я сразу определяю и стараюсь исправить, обучая специальным упражнениям, в том числе и технике «Бодифлекса».

Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети лучше, качественнее осваивают музыкальный материал, становятся более раскрепощенными. наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повышаются показатели их общего физического развития.

Литература:

1. Урмина И. А., Данилина Т. А. Инновационная деятельность в ДОУ, М., 2016.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М. ,Сфера, 2014.

3. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М., Сфера, 2012.

4. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса. СПБ, 2009.

5. Чайлдерз Грир. Бодифлекс. «Планета»,М., 2012г.

Публикации по теме:

Консультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возрастаКонсультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возраста " Водная дыхательная гимнастика"- это не только полезное для детей занятие но и очень увлекательное. Для этого используется чистая вода.

Дыхательная гимнастика 1. «Часики» – Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». 10-12 раз..

Дыхательная гимнастика для детей Дыхательная гимнастика для детей. Упражнения для дыхательной гимнастики. "Дыхательная система ребёнка устроена Природой сложно и мудро.

Дыхательная гимнастика. ЗОЖДыхательная гимнастика. ЗОЖ Цель:укрепление дыхательной мускулатуры;развитие верхних дыхательных путей,развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение.

Картотека «Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет» (средняя группа) Сентябрь 1 – 2 неделя Комплекс № 1 1. «Сбор урожая» Исходное положение: основная стойка. На вдохе поднять руки вверх, чтобы достать яблоки.

Картотека «Дыхательная гимнастика для детей 5–6 лет» (старшая группа). 1 часть Сентябрь Комплекс № 1 1. «Задуй свечку» Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать.

Картотека «Дыхательная гимнастика для детей 5–6 лет» (старшая группа). 2 часть Январь Комплекс № 1 1. «Снегопад» Исходное положение: сидя на стульчиках. Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить.

Картотека «Дыхательная гимнастика для детей 6–7 лет» (подготовительная группа) 1 часть Сентябрь Комплекс № 1 1. «Грибок» Исходное положение: глубокий присед,руки обхватывают колени(«грибок маленький»). На вдохе медленно поднимаясь,.

Картотека «Дыхательная гимнастика для детей 6–7 лет» (подготовительная группа). 2 часть Январь Комплекс № 1 1. «Лыжник» Исходное положение: встать прямо, слегка наклонив корпус вперед, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях,.

Дыхательная гимнастика для детейДыхательная гимнастика для детей Тема: «Дыхательная гимнастика для детей». У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательная гимнастика для детей 6–7 лет «Дышим, играя!»
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 22:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дыхательная гимнастика для детей 6–7 лет «Дышим, играя!»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Дербенева (УИ 330724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД