Галина Урицкая
Дыхательная гимнастика и дети
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объём познавательной информации для воспитанников достаточно высок, растёт доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Публикация «Дыхательная гимнастика и дети» размещена в разделах
А дыхательная гимнастика с воспитанниками оказывает положительное воздействие на организм ребёнка. Влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровообращении, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, способствует рассасыванию и расправлению воспалительных образований, налаживает нарушенные функции сердечно - сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения, исправляет развивающиеся заболевания, различные деформации грудной клетки и позвоночника, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психологическое состояние.
Анализ детской заболеваемости показывает, что лидерами болезни являются такие заболевания, как ОРВИ, ОРЗ. Исследования учёных показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей наблюдается дисбаланс: при относительной мощности лёгких, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому наших воспитанников необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов. Дыхание является главнейшим источником жизни. При нормальном дыхании человек дышит через нос, вдыхая и выдыхая. Такое дыхание имеет большое значение для организма. А вот привычка дышать ртом вредна, это приводит к заболеванию миндалин (гланд) и всей дыхательной системы. Именно поэтому у большинства детей имеются увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.
Правильное речевое дыхание – это основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильного воздушного потока воздуха. Поэтому большее внимание необходимо уделять дыхательным упражнениям после утреннего пробуждения и заниматься до приема пищи в свободной не стесняющей в движении одежде, отслеживая, как будто зимой греешь руки на морозе, количество и темп проведения упражнений.
Вдыхать воздух через нос а выдыхать — через рот, в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, подтягивая живот в себя, после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды, такое дыхание необходимо повторять от 5до 7раз.
Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет. При занятиях необходимо соблюдать следующие требования, выполнять упражнения каждый день по 10-15 мин, в зависимости от возраста детей. Проводить упражнения лучше всего в проветриваемых помещениях или при открытой форточке.
При насыщении легких кислородом, может возникнуть небольшое головокружение (признак правильного выполнения упражнения) в этот момент можно предложить выполнить упражнение, сидя на стуле, либо вовсе отдохнуть, придерживаясь главного принципа «Не навреди»
Чтобы научить ребенка делать упражнение педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения, при обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а только потом предложить выполнить его детям. Иногда, чтобы добиться от воспитанников качественного выполнения упражнения требуется индивидуальная работа, во время занятий полезно не только «руководить», но и делать упражнения вместе с ребятами.
Для профилактики бронхолегочных заболеваний могут с успехом использоваться
элементы или вся гимнастика по системе йогов. Наиболее известны две техники
Хатха-йоги. Используются различные статические положения тела – асаны (позы,
которые тренируют мышцы спины, живота, диафрагму, стимулируют надпочечники, улучшают вентиляцию легких.
Пранайама – упражнения, развивающие полное дыхание. По мнению йогов, дыхание должно быть редким, достаточно глубоким и ритмичным.
Выдох в 1,5 – 2 раза длиннее вдоха. В день нормальный человек для поддержания тонуса на фоне редкого дыхания должен сделать не менее 60 глубоких вдохов. Целесообразно чередование асан и дыхательных упражнений. Йогой можно заниматься в возрасте от 6 лет.
Комплексы упражнений
1)Исходное положение — лежа на спине. Положите одну руку на верхнюю часть живота, другую — на грудь, чтобы лучше контролировать дыхание. Теперь дышите нижними отделами легких. Для этого сделайте очень спокойный вдох так, чтобы верхняя часть живота выпятилась, а грудная клетка и плечи не двигались. Чтобы мышцы живота и диафрагма стали крепче, необходимо создать для них дополнительное сопротивление. Используйте книгу, положите выбранный груз на живот и продолжайте дышать диафрагмой.
2) Исходное положение – стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено
1– правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2. – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подниманием диафрагмы максимально вверх повторять 4-6 раз.
3) Исходное положение: быстрый вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться – прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек; затем плавный медленный выдох через рот, повторять 2-5 раз
4) Исходное положение –1 полный вдох носом с разведением рук в стороны;
2 – задержать дыхание на 4-8 секунд; 3 – растягивать губы в улыбке, произносить звук «С-С-С-С-С», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала вперед, затем скрепить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо повторять 5-7 раз.
Рекомендуемая литература
1. Волкова Г. А. «Игровая деятельность» в устранении заикания у детей. М., 2003.
2. Нищева Н. В. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000; Система коррекционной работы М. Н. Стрельникова- дыхательная гимнастика для детей. – 2007; 3. П-173 Дыхательная гимнастика : учебное пособие И. В. Папина Липецк 2017г. 4. Грядкина Т. С. «Физическая культура в школе»2012г.