Ирина Ходун
Консультация «Двигательная активность детей в условиях детского сада»
Двигательная активность детей в условиях детского сада
В общей системе всестороннего и гармоничного развития ребенка физическое воспитание занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной активности, а также начальное воспитание физических качеств.
Публикация «Консультация „Двигательная активность детей в условиях детского сада“» размещена в разделах
Что же такое двигательная активность? Это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребёнка, а та так же приобщение его к здоровому образу жизни.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т. к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.
Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Первое место в двигательном режиме детей в ДОУ принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям.
К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности :
-утренняя гимнастика (выполняют организационно-оздоровительные задачи);
-подвижные игры и физические упражнения во время прогулок (на групповых участках должны быть созданы необходимые условия и оборудование для развития двигательной активности детей : скамейки, лестницы для лазания, горки);
-физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой (снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность);
-двигательные разминки между занятиями ;
- оздорови тельный бег на воздухе;
- гимнастика после дневного сна;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
-пальчиковая гимнастика (развивает у детей мелкую моторику, что способствует формированию речи и письма);
-логарифмическая гимнастика;
-комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (ходьба по массажным дорожкам);
-комплекс упражнений по профилактике нарушения зрения (во время занятий, в режиме дня).
В группах должны быть разработаны картотеки утренних гимнастик, физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, гимнастик пробуждения, основных движений.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Проводятся занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой полови не дня (одно на воздухе).
В нашем детском саду имеется просторный, светлый физкультурный зал, оснащенный всем необходимым оборудованием. На территории детского сада имеется спортивная площадка, на которых в теплый период года проводятся занятия по физическому развитию на свежем воздухе.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка.
Для полноценного физического развития детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметно-развивающей среды в группах.
Должны быть организованы центры двигательно-игровой деятельности с достаточным количеством спортинвентаря для организации разнообразной двигательной деятельности детей в группе и на прогулках (мячи разных размеров, скакалки, спортивные игры, массажеры, кегли, кольцеброс, различные элементы «Дорожки здоровья», мешочки для метания, и пр.).
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху : физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети, неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Разработанный таким образом в детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических возможностей дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.